МОСКВА, 10 сен — РАПСИ. Результаты применения вступившего в силу в сентябре 2024 года закона «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе», направленного на противодействие распространению заведомо ложной информации (фейков) в сетевом пространстве, подвели в Казахстане, сообщает агентство Ranking.kz.

Так, на основании данных, представленных Комитетом правовой статистики и Генеральной прокуратурой, в период с января по июль 2024 года были зарегистрированы 77 разбирательств в отношении административных правонарушений по статье 456-2 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) Казахстана «Размещение, распространение ложной информации».

Результаты проведенного Ranking.kz анализа соответствующих статистических показателей демонстрируют, что 67 зарегистрированных правонарушений, то есть, подавляющая часть от общего количества, относилась к комментариям, размещенным пользователями на сетевых ресурсах. Здесь были усмотрены признаки размещения информации, создающей «условия нарушения общественного порядка, прав и законных интересов граждан».

В то же время пять правонарушений были совершены блогерами, двое из авторов подобных сообщений были привлечены к ответственности.

Соответствующими правонарушениями занимался уполномоченный орган в лице Министерства культуры и информации (30 случаев), 38 дел были переданы в суды.

Всего к ответственности привлечены 50 лиц с назначением наказаний в виде штрафных санкций, которые за период в семь месяцев составили 2,8 миллиона тенге (около 527 тысяч рублей). Из данной суммы 2,5 миллиона тенге (470 тысяч рублей) составили административные штрафы, взысканы из которых на настоящее время 63,2%, отмечает Ranking.kz.

Из информации, представленной указанными выше ведомствами, также следует, что за период января — июля 2024 года общая сумма штрафов, назначенных блогерам за распространение ложных сведений, составила 166,1 тысяч тенге (31,2 тысячи рублей), из которых к настоящему времени взыскано 55,4 тысячи тенге (10,4 тысячи рублей).

За распространение ложных сведений в сети закон устанавливает штрафные санкции в виде взыскания 20 минимальных размеров оплаты труда (МРП), то есть 73,8 тысяч тенге (около 13,9 тысяч рублей), в то же время в отношении блогеров максимальный размер штрафа согласно КоАП составляет 30 МРП, что в денежном выражении эквивалентно 110,8 тысячам тенге (20,8 тысячам рублей), напоминает Ranking.kz.

Что касается новых требований закона «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе» об обязанности блогеров регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей и маркировать свою рекламу, Ranking.kz по результатам проведенного анализа отмечает их декларативность ввиду отсутствия указаний на четкие механизмы регулирования, равно как и технических средств фиксации рекламы, размещаемой авторами онлайн-дневников.