МОСКВА, 6 июн – РАПСИ. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал неприемлемой жалобу предпринимателя Дмитрия Рыболовлева на нарушение его права на уважение частной и семейной жизни, якобы допущенное в ходе разбирательства в Монако.

Заявление Рыболовлева под номером 36559/19 было объединено в одно производство с жалобой его адвоката Татьяны Бершеды (номер 36570/19). 

Рыболовлев и Бершеда настаивали на «явном и необратимом» нарушении их прав в связи с тем, что в ходе следствия в Монако по делу о якобы допущенном Рыболовлевым вмешательстве в частную жизнь было проведено исследование содержимого мобильного телефона Бершеды.

Несмотря на то, что полученные приглашенным судом экспертом данные не имели непосредственного отношения к его переписке с Бершедой, Рыболовлев утверждал, что эти данные затрагивали его участие в качестве гражданской стороны в уголовном процессе против третьих лиц и суд, по его мнению, должен был проявить большую гибкость в отношении обеспечения защиты профессиональной переписки его адвоката.

ЕСПЧ отказался признать предпринимателя потерпевшим и отклонил его заявление, указав, что тому не удалось убедительно обосновать причинение ему «непосредственного вреда» в результате применения оспариваемой меры.

Кроме того, Страсбургский суд принял во внимание указание самого заявителя на то, что полученные в ходе исследования мобильного телефона Бершеды данные не касались его непосредственно, а также отметил, что влияние этих сведений на ход разбирательства, где Рыболовлев выступал гражданской стороной, не имеют отношения к данному конкретному делу о нарушении статьи 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Европейской конвенции о защите прав человека.

В отношении жалобы Бершеды ЕСПЧ установил нарушение ее прав, поскольку в ходе расследования, проведенного в Монако приглашенным французским судьей, было произведено массовое и неизбирательное изъятие материалов, включая восстановленные персональные данные, ранее удаленные заявительницей. По мнению ЕСПЧ, в этом случае судья превысил свои полномочия и не обеспечил должной защиты и уважения статуса и профессиональных привилегий адвоката.

Между тем представляющие интересы предпринимателя адвокаты заявили о победе в ЕСПЧ. «В течение многих лет защита настаивала на том, что для предъявления обвинений Дмитрию Рыболовлеву следственный судья не имел права рыться в телефоне его адвоката Татьяны Бершеды, чтобы извлечь из него сообщения, связанные c ее юридической деятельностью. Поступив таким образом, следственный судья нанес серьезный ущерб профессиональной тайне адвоката», - говорится в заявлении адвокатов.

«В связи с решением ЕСПЧ весь уголовный процесс в Монако оказался дефектным. Фактически он основывался исключительно на незаконном использовании содержимого телефона Татьяны Бершеды и на ложном толковании сообщений из него. Из этого должны быть сделаны процессуальные выводы в пользу Дмитрия Рыболовлева», - утверждает защита.