МОСКВА, 1 дек – РАПСИ. Апелляционный суд Англии и Уэльса распорядился вернуть на рассмотрение требование бывшего главы Внешэкономбанка Владимира Чернухина о применении санкций в отношении предпринимателя Олега Дерипаски из-за якобы проявленного с его стороны неуважения к распоряжениям суда Англии.
Высокий суд Лондона оставил обращение Чернухина без удовлетворения в июне 2020 года, расценив его как злоупотребление гражданским процессом. Судья Эндрю Бейкер посчитал, что требование было заявлено в жесткой, неуместной и несправедливой форме, в связи с чем бывший глава Внешэкономбанка предстал в глазах судьи в образе квази-прокурора.
Однако судья апелляционной инстанции Сью Ласселлес Карр отменила это решение, отметив, что судья Бейкер «пришел к своим выводам на основании двух фундаментальных заблуждений». Кроме того, судья Бейкер «не учел (или не учел должным образом) того факта, что заявление о неуважении к суду было должным образом аргументировано», - говорится в постановлении апелляционного суда.
Заявление о неуважении к суду Англии было подано в связи со спором между Чернухиным и Дерипаской касательно прав собственности на здание «Трехгорной мануфактуры» в центре Москвы.
Высокий суд Лондона в феврале 2019 года признал решение международного арбитража о выплате 95,2 миллиона долларов в пользу Чернухина. Также суд отклонил заявления Дерипаски о том, что в ходе арбитражного разбирательства был допущен ряд нарушений, сочтя их несущественными.
В феврале 2020 года Апелляционный суд Англии и Уэльса отклонил две жалобы Дерипаски на это постановление Лондонского суда.
Апелляционная инстанция согласилась с решением первой инстанции, что в соответствии с акционерным соглашением 2005 года Чернухин, проживающий в Великобритании с 2004 года, действительно являлся бенефицаром кипрской фирмы Navigator Equities Ltd. Эта компания и фирма Filatona Trading Ltd. имели равные доли (50%) в Navio Holdings Ltd., которой, в свою очередь, принадлежала «Трехгорная мануфактура». Тогда же было установлено, что состоявшая в отношениях с Чернухиным Лолита Данилина, от лица которой было подписано акционерное соглашение, выступала в качестве его агента, указывалось из материалов апелляционного суда.
Наряду со спором вокруг «Трехгорной мануфактуры» Высокий суд также рассматривал имущественные претензии Данилиной к Чернухину и пришел к выводу о том, что ее утверждения о якобы имевшем место заключении между ними в 2007 году соглашения о распределении активов не соответствовали действительности.
Также Чернухин утверждал, что в середине декабря 2010 года имела место попытка силового захвата зданий фабрики, за которым якобы стоял Дерипаска. Согласно судебным документам, впоследствии Дерипаска обязался выкупить долю Чернухина за 100 миллионов долларов, но этого так и не произошло, в связи с чем бывший банкир и Navigator инициировали арбитражное разбирательство.
В декабре 2016 года Лондонский международный арбитражный суд (LCIA) признал правоту Чернухина, подтвердив его полномочия по акционерному соглашению и уличив Дерипаску в том, что он выдавал желаемое за действительное. Последний обжаловал это решение. Тем не менее позже, в июле 2017 года арбитраж обязал Дерипаску выкупить долю Чернухина в Navio примерно за 95,2 миллиона долларов.