МОСКВА, 7 сен — РАПСИ. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) частично удовлетворил жалобу последнего царя Болгарии Симеона Борисова Саксен-Кобург-Готского, известного как Симеон II, и его старшей сестры Марии Луизы Болгарской, заявивших о незаконном лишении их права распоряжаться собственностью.
Согласно материалам дела, в 1947 году все имущество царской семьи было национализировано, а сама она покинула страну. В 1998 году это правовое положение отменили, в связи с чем члены семьи инициировали процедуру реституции. Им удалось восстановить свои права на большинство интересовавших их объектов недвижимости.
На этом фоне болгарский парламент в 2009 году ввел мораторий в отношении возвращенной заявителям собственности, по которому им запрещено использовать ее в коммерческих целях и передавать. Мораторий действует до сих пор, несмотря на то, что изначально рассматривался как временная мера до принятия специального закона.
Симеон II, также занимавший пост премьер-министра страны с июля 2001 года по август 2005 года, инициировал разбирательства в национальных судах из-за ситуации вокруг пяти объектов недвижимости и лесных угодий. Часть из этих исков все еще находятся на стадии рассмотрения, указывается в материалах дела.
В ЕСПЧ, в свою очередь, заявители утверждали, что болгарские власти нарушили их право на защиту собственности в понимании статьи 1 Протокола №1 к Европейской конвенции. В обращении также говорилось о несоблюдении права на эффективное средство правовой защиты, права на справедливое судебное разбирательство и запрета дискриминации по признаку происхождения, гарантированных статьями 13, 6 и 14 Конвенции соответственно.
По результатам рассмотрения соблюдения Болгарией статьи 1 Протокола №1 к Европейской конвенции, ЕСПЧ усмотрел нарушение только в отношении лесных угодий общей площадью около 2150 гектаров, поскольку счел введенные на основании моратория меры несоразмерными, а последовавшее индивидуальное бремя членов царской семьи избыточным.
Остальные заявления Симеона II в контексте права на защиту собственности были признаны решением суда в Страсбурге неприемлемыми.
Также ЕСПЧ заявил о нарушении права на справедливое судебное разбирательство, поскольку у заявителей не было возможности добиться проверки положений моратория. При этом суд не счел необходимым отдельно рассматривать заявления о предполагаемом нарушении статьи 13 Конвенции, указывается в пресс-релизе.
Делу был присвоен номер 38948/10.