МОСКВА, 18 мар — РАПСИ. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) усмотрел нарушение прав двух журналистов из Турции, столкнувшихся с уголовным преследованием в стране после публикации полученных от WikiLeaks сведений предположительно о Берате Албайраке, занимавшем пост министра энергетики Турции.
В 2016 году заявители (42201/17 и 42212/17), один из которых работал в местном новостном издании, а другой в — ежедневной национальной газете Birgün, обнаружили размещенные на сайте основанной Джулианом Ассанжем организации WikiLeaks более 50 тысяч электронных писем, якобы отправленных с почты Албайрака в период с 2000 по 2016 год.
В поступивших в ЕСПЧ жалобах указывалось, что ряд сведений из этих писем журналисты опубликовали. После этого прокуратура Стамбула возбудила уголовное дело в отношении заявителей, они были арестованы в конце 2016 года, и освобождены только спустя год. Впоследствии КС Турции отклонил их жалобы на предполагаемые нарушения национальных властей.
По результата рассмотрения обращений суд в Страсбурге пришел к заключению, что Турция нарушила права заявителей, гарантированные статьей 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) и 10 (свобода выражения мнения) Европейской конвенции по правам человека.
В решении ЕСПЧ, в частности, указывается, что решение о заключении заявителей под стражу было произвольным, поскольку не было никаких конкретных доказательств, указывающих на совершение им уголовного преступления. Вместе с этим толкование и применение правовых норм, на которые ссылались национальные власти, было необоснованным.
Отдельное внимание суд в Страсбурге обратил на лишение без уважительной причины журналистов и их адвокатов доступа к материалам дела, что сделало невозможным должную подготовку к оспариванию решения о помещении под стражу.
В то же время ЕСПЧ постановил, что получение журналистами электронных писем от WikiLeaks и их последующая публикация в статье защищены свободой прессы, а задержание заявителей напрямую было связано с их профессиональной деятельности.
Суд в Страсбурге также напомнил Турции, что заключение под стражу любого лица, публично выступающего с критикой в отношении решений властей страны, имеет ряд неблагоприятных последствий как для самих задержанных, так и для общества в целом, поскольку подобные решения властей «неизбежно оказывают сдерживающее воздействие» на людей, желающих воспользоваться своим законным правом на свободу выражения мнений.