МОСКВА, 6 апр — РАПСИ. Европейской суд по правам человека (ЕСПЧ) усмотрел нарушение права на свободу выражения мнения болгарского политика, признанного национальным судом виновным в мелком хулиганстве за то, что он надел на памятник Димитру Благоеву узнаваемые атрибуты одежды — шапку и мешок — Санта-Клауса в ходе акции протеста в декабре 2013 года.
В ходе разбирательства в суде Болгарии Калоян Ханджийски утверждал, что в результате его действий памятник никоим образом не пострадал и что действия должны расцениваться как форма выражения политического протеста, что, в свою очередь, защищается Конституцией страны.
Однако национальная судебная инстанция не согласилась с заявителем, установив, что Ханджийски перешел черту, отличающую политическую сатиру от хулиганства. Штраф составил 100 болгарских левов (около 51 евро). Впоследствии это решение было оставлено без изменения.
В поступившей в январе 2014 года жалобе (10783/14) в ЕСПЧ политик заявил о нарушении своего права на свободу выражения мнения, которая гарантируется 10 статьей Европейской конвенции о правах человека, и суд в Страсбурге согласился с заявителем.
В постановлении ЕСПЧ говорится, что с учетом обстоятельств данного дела действия заявителя могут рассматриваться как выражение его позиции в понимании Конвенции, и, таким образом, решение национальной судебной инстанции должно оцениваться как вмешательство, которое было направлено на защиту прав других лиц — в данном случае жителей Благоевграда, которые могли бы оскорбиться от такого отношения к памятнику.
Далее, согласившись с необходимостью в демократическом обществе применять санкции, направленные на сдерживание действий, которые могут разрушить памятники или повредить их внешний вид, ЕСПЧ напомнил властям Болгарии, что заявитель не действовал с применением насилия и не нанес какой-либо вред памятнику, и в таком случае оценка его действий должна быть более взвешенной.
В частности, такая оценка должна была включать намерения и послание, которые стремился передать Ханджийски, социальную значимость памятника, ценности и идеи, которые он символизирует, а также степень почитания в соответствующем сообществе.
В результате ЕСПЧ признал, что действия заявителя в отношении памятника хоть потенциально и могли бы причинить вред некоторым людям, свобода выражения мнений, гарантируемая в демократическом обществе, защищала его поступок, и, как следствие, последующее вмешательство в данное право со стороны властей Болгарии не было необходимым.