МОСКВА, 22 мар — РАПСИ. Прокуратура Токио предъявила официальные обвинения бывшему американскому военнослужащему Майклу Тейлору и его сыну Питеру Тейлору, которые, как полагает сторона обвинения, оказали незаконную помощь бывшему руководителю «Рено-Ниссан-Мицубиси» Карлосу Гону, бежавшему из-под следствия в Бейрут в декабре 2019 года.

Экстрадированным из США 2 марта этого года обвиняемым грозит до трех лет лишения свободы и штраф.

В заявлении токийской прокуратуры указывается, что Тейлоры сознательно помогли Гону скрыться от правосудия путем организации его побега. В частности, они спрятали бизнесмена в предназначавшихся для транспортировки музыкального оборудования черных ящиках на борту частного самолета, вылетевшего из аэропорта Кансай.

Заместитель генерального прокурора Токио Хироши Ямамото сказал, что понедельник был последним днем, когда Тейлоры могли быть задержаны без предъявления обвинений по японскому законодательству.

Вместе с этим, по его словам, сторона обвинения будет выступить против освобождения под залог ввиду возможного их побега.

«Мы по-прежнему благодарны властям США за их сотрудничество и надеемся продолжить судебное разбирательство», — заявил замгенпрокурора Токио.

Запрос об экстрадиции поступил в Государственный департамент США в июле 2020 года и был одобрен ведомством. В его заявлении говорилось, что Тейлоры способствовали «одному из самых наглых и хорошо спланированных побегов в новейшей истории», за что получили более 1,3 миллиона долларов от Гона и членов его семьи.

В ходе рассмотрения запроса в суде США сторона защиты, подчеркивая «фатально ошибочную» трактовку ситуации, настаивала на прекращений дела, в том числе ввиду отсутствия в Уголовном кодексе Японии положения, на основании которого действия их доверителей могли бы расцениваться как противозаконные.

Вместе с тем адвокаты Тейлоров обращали внимание суда на ненадлежащие условия содержания под стражей в Японии и выражали беспокойство, что их доверители столкнутся там с противозаконным физическим и психологическим давлением со стороны правоохранительных служб.

Поддержал этот аргумент и сам Гон, заявив в американском суде, что он столкнулся с «длительным задержанием, психологическими пытками и запугиванием» в Японии, и Тейлоров ждут «аналогичные или еще хуже условия».

Однако 29 января 2021 года судья Индира Талвани пришла к заключению, что «хотя условия содержания в тюрьмах в Японии могут быть и плачевными», этого недостаточно, чтобы воспрепятствовать экстрадиции, а власти США установили, что предполагаемые действия Тейлоров являются «правонарушением, влекущим за собой экстрадицию».

Обвиняемым не удалось обжаловать данное решение, в том числе в Верховном суде США, после чего они были переданы Токио.

История побега Карлоса Гона

Гон и бывший топ-менеджер Nissan Грег Келли были арестованы в Токио в ноябре 2018 года по обвинению в сговоре с целью фальсификации финансовых отчетов компании на 87 миллионов долларов. Спустя некоторое время Гону были предъявлены новые обвинения — в ненадлежащем использовании активов компании и переносе на нее личных финансовых потерь. Оба фигуранта отрицали какие-либо нарушения со своей стороны.

После более чем 100 дней заключения и внесения залога в размере 1 миллиарда иен (около 9 миллионов долларов) мера пресечения Гону была изменена — он получил право на свободное перемещение в пределах Токио. Позже, в апреле 2019 года, когда в обвинительное заключение было внесено еще несколько пунктов, Гон повторно был помещен под стражу, но спустя некоторое время переведен под домашний арест под залог в 500 миллионов иен (около 4,5 миллиона долларов).

В конце декабре 2019 года стало известно, что Гон покинул свою резиденцию в Токио, где он находился после освобождения, после чего на самолете отправился в Осаку, добрался до международного аэропорта в Кансай (регион западной Японии на острове Хонсю), откуда в обход пограничных и таможенных процедур на корпоративном самолете вылетел в Стамбул, а затем в Бейрут.

Спустя несколько дней после успешного побега Гон в интервью The New York Times заявил, что это было для него единственным способом «защитить себя и свою семью» от того, что он назвал «сфабрикованными с помощью его бывших коллег обвинениями в финансовых махинациях».

Власти Японии добиваются экстрадиции бывшего руководителя «Рено-Ниссан-Мицубиси». В настоящее время он находится в Ливане, у которого с Японией нет договора об экстрадиции.

Что касается его предполагаемого соучастника Келли, согласно версии обвинения, 64-летний американец более восьми лет целенаправленно способствовал сокрытию информации о подлинных размерах вознаграждения, которое Гон, его непосредственный руководитель, должен был получить от компании после выхода на пенсию.

Адвокат Йоичи Китамура, представляющий интересы Келли, в свою очередь, заявил об уверенности в положительном исходе дела для его доверителя. В беседе с The Wall Street Journal он отметил, что один из аргументов защиты заключается в том, что окончательного соглашения о выплате Гону заявленной суммы не было, и в этой связи по закону не требовалось раскрытия информации об этом.