МОСКВА, 26 ноя — РАПСИ. С 2015 года Сербии удалось удовлетворительно выполнить лишь две из 13 рекомендаций Группы государств по борьбе с коррупцией Совета Европы (ГРЕКО) в сфере предупреждения коррупции среди парламентариев, судей и прокуроров, отмечается в опубликованном в четверг докладе организации.
Так, полностью власти страны провели в жизнь положения, регулирующие взаимоотношения законодателей и лоббистов и усиливающие роль национального антикоррупционного органа.
Частично исполнены десять рекомендаций, в то же время кодекс поведения парламентариев так и не был принят, и остается в числе приоритетных задач, отмечается в документе.
Шагом вперед ГРЕКО считает принятие в Сербии закона и ряда подзаконных актов, регулирующих взаимоотношения членов национального законодательного органа и лоббистов, а также внедрение программ подготовки и просвещения в этой области.
Определенного прогресса удалось добиться в обеспечении прозрачности процесса разработки законопроектов: государственным органом вменяется в обязанность своевременная открытая публикация как законодательных предложений, так и поправок к ним. Законодательством устанавливается эффективная процедура общественного участия еще на предварительной стадии разработки новых законодательных инициатив, парламент страны проводит общественные слушания в отношении готовящихся значимых изменений в законодательстве.
Тем не менее ГРЕКО отмечает определенные недостатки в данной сфере. Так, общественные слушания организуются лишь по инициативе парламента, а позднее внесение поправок к законодательным актам, принимаемым в ускоренном порядке, хотя масштаб использования такой процедуры и снизился за отчетный период, препятствует своевременному донесению информации до общества и проведению должного обсуждения законодательных актов.
Промедление в исполнении ряда рекомендаций ГРЕКО, относящихся к сотрудникам прокуратуры и судьям, отчасти вызвано продолжающейся в Сербии конституционной реформой, указывается в докладе.
Серьезную озабоченность ГРЕКО вызывает конфликтный ход консультационного процесса по изменению основного документа, в частности, тот факт, что из него вышел ряд общественных организаций, включая ассоциации судей и прокуроров.
Принимая во внимание значимость судебной реформы, ГРЕКО неустанно призывает власти Сербии приложить все возможные усилия для того, чтобы поправки в конституцию страны получили как можно более широкую поддержку общества и отвечали ее рекомендациям, в частности, по составу высшего совета судей.
ГРЕКО приветствует достижения в разработке нормативной базы и методов повышения объективности и прозрачности в сфере назначения прокуроров и судей, в частности, касающиеся организации их подготовки и просвещения. Тем не менее многие задачи, относящиеся к системе оценки эффективности работы прокуроров и судей, все еще не достигнуты, следует из доклада.
Так, хотя принятие инструкций по предотвращению недолжного влияния на судей является шагом в верном направлении, они пока не внедрены в практику, а кодекс поведения прокуроров так и не был принят.
ГРЕКО приветствует принятие в Сербии закона по предотвращению коррупции, устанавливающего более совершенные правила разрешения конфликтов интересов в законодательном органе страны, а также в отношении судей и прокуроров.
Наряду с этим, закон содержит положения, должным образом гарантирующие независимость антикоррупционного органа и расширяющие его полномочия. В то же время отмечаются и недостатки документа: в нем отсутствуют четкие критерии, по которым должностным лицам дозволяется или запрещается участие в коммерческой деятельности, должностные лица до сих пор имеют возможность по собственному усмотрению раскрывать или скрывать свои активы, допущенные ими административные правонарушения наказываются слишком низкими штрафами, отказы от раскрытия или предоставление ложной информации о своих доходах со стороны должностных лиц не является предметом уголовного преследования. В целом, ГРЕКО считает, что ее рекомендации в данной области исполнены лишь частично.
Принимая во внимание усилия властей Сербии, предпринимаемые со времени составления промежуточного отчета в 2019 году, а также то обстоятельство, что некоторые ее рекомендации не могли быть полностью исполнены в связи с текущей ситуацией в законодательном органе страны (парламентские выборы летом 2020 года) и продолжающуюся конституционную реформу, ГРЕКО тем не менее отмечает частичное неисполнение большинства своих рекомендаций, и не имеет иного выбора, как признать ситуацию «в целом неудовлетворительной».
ГРЕКО просит главу сербской делегации представить отчет о ходе исполнения своих рекомендаций в срок до 31 октября 2021 года.