МОСКВА, 18 авг — РАПСИ. Российская Федерация полностью или частично выполнила 18 из 22 рекомендаций по предупреждению коррупции в отношении членов парламента, судей и прокуроров, определенных Группой государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) в докладе по итогам IV раунда оценки, следует из промежуточного отчета.

Авторы документа приветствуют принятие кодексов этики, применимых к депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации, и учреждение специальных комиссий, призванных осуществлять надзор за соблюдением их положений. В то же время отмечается, что актуальной версией свода правил не определены вопросы, охватывающие контакты депутатов с третьими лицами и ситуации, возникающие после завершения работы в парламенте. Исходя из этого, ГРЕКО призывает усовершенствовать положения этих документов в соответствии с критериями, определенными в докладе с тем, чтобы рекомендация считалась выполненной в полном объеме.

Среди прочего ГРЕКО отметила прогресс в разработке практического руководства о процедуре сообщения парламентариями о подарках, полученных ими от третьих лиц, в том числе в натуральной форме. Особое внимание организация обратила на разъяснения по данному вопросу, подготовленные Министерством труда РФ и направленные парламентариям. В результате составители доклада пришли к выводу, что данная рекомендация выполнена удовлетворительно.

Что касается прозрачности законодательного процесса, ГРЕКО призывает к ее усилению. «Общественные обсуждения по законопроектам должны стать общим правилом, а не опцией», — указывается в документе. В то же время авторы, опираясь на статистические данные, представленные Советом Федерации относительно аккредитации журналистов, сообщают, что «подавляющее большинство» соискателей ее получают, и ГРЕКО удовлетворена тем, как выполнена данная часть рекомендаций.

Докладчики приняли к сведению предоставленную российскими властями информацию о том, что в настоящее время ведется дискуссия о внесении изменений в законодательство по вопросу того, кто может инициировать расследование в отношении декларации активов парламентария. В ГРЕКО напомнили, что в данном случае необходимо помнить о разделении между исполнительной и законодательной ветвями власти.

В области выполнения рекомендаций по предупреждению коррупции в отношении судей авторы доклада отмечают позитивные шаги. В частности, это касается инициатив по определению критериев в процессе отбора, назначения и продвижения судей, по разъяснению ситуаций, когда третьи лица предлагают судьям подарки и иные формы вознаграждения. Также ГРЕКО позитивно отметила предложенные поправки к УПК РФ, касающиеся вопросов отвода судей и декларирования их активов.

Наряду с этим ГРЕКО с сожалением констатирует, что уполномоченные органы решили не включать в Кодекс судейской этики ряд положений о беспристрастности и честности судей относительно близких родственников, заинтересованных в разбирательстве, действий, которые могли бы привести к конфликту интересов, личных отношений со сторонами процесса. Отсутствие этих положений российская сторона объяснила тем, что данные вопросы уже озвучены в других нормативно-правовых актах. «ГРЕКО напоминает, что цель кодекса судебной этики — не просто повторить закон, а разъяснить его», — указывают составители документа.

Наконец, авторы доклада повторяют свою позицию о том, что иммунитет судей не должен выходить за рамки деятельностью, связанного с их участием в отправлении правосудия (функциональный иммунитет).

Что касается прокуроров, ГРЕКО обращает внимание на процедуру подбора сотрудников и продвижения по службе, которая стала более прозрачной. Кроме того, разработано практическое руководство по вопросам сообщения прокурорами о подарках, полученных ими от третьих лиц, в том числе в натуральной форме.

Для дальнейшего совершенствования системы авторы доклада призывают обратить внимание на распределение дел между прокурорами с тем, чтобы обеспечить справедливое и равноправное распределение нагрузки между ними и исключить неправомерное влияние.

В ГРЕКО предложили представить российским властям дополнительную информацию о ходе выполнения рекомендаций до 30 июня 2021 года.

Напомним, IV раунд оценки был запущен ГРЕКО в 2012 году, рекомендации приняты на 77-м пленарном заседании в октябре 2017 года. Среди них восемь рекомендаций касались членов парламента, девять — судей, пять — прокуроров.