МОСКВА, 16 янв — РАПСИ. Одобренный в декабре 2019 года Сеймом и находящийся на рассмотрении Сената Польши законопроект по судебной реформе в еще большей степени подрывает независимость национальной судебной системы, говорится в заключении Венецианской комиссии.
Обнародованный в четверг документ составлен консультативным органом по конституционному праву при Совете Европы (СЕ) совместно с Генеральным директоратом по правам человека и правовым вопросам этой организации по запросу председателя польского Сената. Ожидается, что основные тезисы заключения будут представлены на сессии верхней палаты польского парламента, на которой будет обсуждаться принятие законопроекта, отмечается в заявлении на официальном сайте СЕ.
В заключении Венецианской комиссии говорится, что еще в 2017 году она выражала серьезную озабоченность в отношении запланированных польскими властями судебных реформ, сочтя их подрывающими независимость национальной судебной системы. Тогда предложенные к принятию положения вызвали «раскол» среди польских судей, указывает Комиссия, когда «старые» институты фактически отказались признавать легитимность «новых», считая их недостаточно независимыми.
Тем не менее декабрьские поправки, указывается в документе, не смогут разрешить этот конфликт, напротив, они могут в еще большей мере обострить ситуацию.
Составители заключения отмечают, что принятый Сеймом закон ограничивает свободу выражения мнений и ассоциаций судей и лишает польские суды возможности оценки «независимости и беспристрастности» национальных судебных инстанций по принятым в Европе правилам.
Польские судьи, как утверждается в заключении, окажутся «в невозможной ситуации», в которой им, возможно, придется нести дисциплинарную ответственность за решения, принимаемые в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека, законами Евросоюза или иными международными правовыми инструментами. В то же время предусматриваемые поправками механизмы защиты независимости судебной системы явно не отвечают предназначаемой им роли, считает Комиссия.
Наряду с этим в документе отмечается ряд иных недостатков реформы, в частности, касающихся роли судей в отправлении правосудия, нарушения принципов самоуправления в судейском сообществе, расширение перечня дисциплинарных проступков, которые могут субъективно интерпретироваться при разбирательствах, и на которые, в случае принятия поправок, в гораздо большей степени сможет оказывать влияние министр юстиции, а также сведение к формальности роли судей при подборе кандидатуры на пост первого председателя Верховного суда.
Признавая трудное положение, в котором оказалась судебная система Польши в результате проведения противоречивых реформ 2017 года, Комиссия рекомендует парламенту страны отказаться от проведения в жизнь предлагаемых поправок, найдя иное решение проблемы и выполнить ряд предложений, выдвинутых ей в своем предыдущем заключении.
Рекомендуемые меры включают возврат к выборам членов Национального совета юстиции самими судьями вместо парламентариев, серьезный пересмотр состава и структуры новых судебных органов с ограничением их полномочий, восстановление или создание новой процедуры подбора кандидатур на пост первого председателя ВС, восстановление полномочий судебного сообщества по вопросам назначений, карьерного продвижения и увольнения судей, а также при назначении и снятии с должности председателей судов.
Поскольку заключение было подготовлено в рамках срочной процедуры, оно будет представлено для утверждения на сессии организации, которое состоится 20 и 21 марта.
Европейская комиссия за демократию через право, больше известная по месту ее пребывания как Венецианская комиссия, является консультативным органом по конституционному праву при Совете Европы.