МОСКВА, 16 дек — РАПСИ. Эксперты Специальной группы Совета Европы против коррупции (ГРЕКО) в своем докладе о текущем положении с коррупцией среди депутатов парламента, судей и прокуроров Польши назвали его «глобально неудовлетворительным».
Как следует из документа, опубликованного в рамках процедуры мониторинга исполнения рекомендаций ГРЕКО, отмечается, что Польша провела в жизнь только семь из 16 представленных ей общих предложений и лишь одно из шести, конкретно касающихся реформы ее национальной судебной системы, проведенной в период с 2016 по 2018 годs.
В связи с низкой оценкой степени исполнения своих рекомендаций ГРЕКО обратилась к главе польского представительства, запросив предоставление отчета по ходу исполнения своих предложений в срок до 31 декабря 2020 года.
Так, по оценке экспертов, исполнение предложенных Группой мер в отношении парламентариев осталось на том же уровне, что был зафиксирован в докладе за 2014 год, когда были исполнены шесть рекомендаций. Учитывая значение этих рекомендаций – от повышения прозрачности связей законодателей с лоббистами и иными третьими сторонами, пытающимися оказать влияние на процесс принятия парламентских решений, до усилий по составлению кодексов этики по разрешению конфликтов интересов – ГРЕКО настаивает на более активных действиях по их исполнению.
В отношении деятельности прокуратуры Группа находит «достойным сожаления» то обстоятельство, что ее национальный руководящий орган все еще лишь рассматривает способы создания службы специальных консультаций по вопросам служебной этики, и так и не смог самостоятельно разработать соответствующие правила в сфере конфликтов интересов. При этом работа над поправками к системе декларирования для судей и прокуроров, которая должна стать частью законопроекта о прозрачности государственного управления, так и не продвинулась дальше подготовительного этапа, отмечается в документе.
Что касается дополнительных рекомендаций в связи с подвергшейся значительной критике судебной реформой в Польше, эксперты с удовлетворением отмечают отмену положений о пенсионном возрасте судей и роли президента страны в этом вопросе, а также восстановление в должностях судей, покинувших свои посты в 2017 году.
Тем не менее, утверждается в докладе, предпринятые к настоящему времени меры являются «недостаточными», особенно в отношении позиции властей по Дисциплинарной палате и апелляционному органу Верховного суда.
Более того, правительство Польши не предприняло никаких действий по исправлению ситуации с выборами Национального совета юстиции, которая в настоящее время не отвечает стандартам Совета Европы. Не были проведены и какие-либо меры по снижению уровня вмешательства исполнительной власти во внутреннюю организацию ВС и изменению положений о дисциплинарных процедурах в нем, а также о процедурах избрания руководства и дисциплинарных мерах в рядовых судах.
Эти положения, взятые в комплексе, предоставляют законодательной и исполнительной ветвям власти возможность оказывать «критическое» воздействие на функционирование всей судебной системы Польши, подрывая тем самым ее независимость, и в этой связи ГРЕКО призывает польские власти предпринять срочные меры по исполнению своих дополнительных рекомендаций.
ГРЕКО, подчеркивается в докладе, придает важность исполнению всех своих рекомендаций, однако более всего озабочена дисциплинарным производством в отношении судей, особенно учитывая утверждения о злоупотреблениях в этой сфере в целях оказания давления на судейский корпус, в том числе в связи с обращением польских судей в Суд Европейского Союза, принятием ими ряда политически нежелательных решений, критикой с их стороны судебной реформы.
В рамках сложившейся к настоящему времени системы судьи становятся все более уязвимыми для политического контроля, вытекает из доклада ГРЕКО, которая настойчиво призывает правительство Польши в приоритетном порядке принять меры по устранению возможностей оказания недолжного влияния на судебную систему страны со стороны исполнительной власти.