МОСКВА, 27 июн — РАПСИ. Генеральный адвокат Суда ЕС высказался за предоставление суду Евросоюза исключительной юрисдикции по оценке законности мер Европейского центрального банка (ЕЦБ), связанных с выдачей разрешений на приобретение или увеличение долей в банках после анализа спора с участием бывшего премьер-министра Италии Сильвио Берлускони.
Генеральный адвокат представил свое мнение в ответ на запрос Государственного совета Италии, высшей административной инстанции страны. Госсовет обратился в Суд ЕС в связи с разбирательствами по спору о максимальном уровне акционерного участия в одном из итальянских банков, в которые оказались вовлечены Берлускони и национальный ЦБ.
Как указывается в документе, с 1990-х годов Берлускони являлся крупнейшим акционером компании Fininvest SpA и через нее владел 30 процентами финансового холдинга Mediolanum SpA, в свою очередь, являющегося владельцем 100% акций банка Banca Mediolanum SpA.
В 2014 году в Италии вошли в силу репутационные требования к руководителям финансовых организаций, под которые подпадал Fininvest, в связи с чем холдинг обратился в национальный ЦБ за разрешением на владение квалифицированной долей в Mediolanum, однако получил отказ из-за того, что Берлускони был в 2013 году осужден за финансовое мошенничество. ЦБ также предписал произвести продажу акций сверх установленного для подобного случая законом порога в 9,999% акционерного капитала. Тем не менее в 2016 году Госсовет Италии аннулировал решение ЦБ за нарушение принципа отсутствия обратной силы закона.
Тем временем в 2015 году, Banca Mediolanum поглотил компанию Mediolanum, в результате чего Fininvest стал владельцем квалифицированной доли в кредитном учреждении. ЦБ Италии, действуя в соответствии с инструкциями Европейского центрального банка, инициировал административное разбирательство в этом отношении. Дело было прекращено в октябре 2016 года решением ЕЦБ, в который итальянский Центробанк представил свои возражения против выдачи разрешения. По мнению Европейского ЦБ, существовали сомнения в доброй репутации приобретателя, поскольку как сам Берлускони, так и ряд руководящих сотрудников Fininvest были осуждены за различные преступления.
Берлускони и Fininvest оспорили это решение ЦБ страны в Госсовете Италии, утверждая, что оно нарушало его постановление от 2016 года.
Соответственно, Госсовет обратился в Суд ЕС с вопросом: принадлежит ли право оценки законности решений о возбуждении разбирательств, расследований и предлагаемых решений со стороны соответствующего центрального национального органа, те есть ЦБ, по вопросам выдачи разрешений на приобретение квалифицированных долей в акционерном капитале кредитных учреждений, регулируемых в соответствии с законодательством ЕС, Суду ЕС или национальным судам.
Проанализировав предоставленные материалы, Генеральный адвокат Суда ЕС пришел к мнению, что в подобного рода спорах ЕЦБ является высшей инстанцией, в то время как меры, осуществляемые национальными ЦБ, определяются как подготовительные и не имеют юридических последствий для заявителей или третьих сторон. В то же время, указал Генеральный адвокат, проверка законности решений ЕЦБ должна принадлежать исключительно Суду ЕС. По его мнению, под юрисдикцию Суда ЕС подпадают также и подобные делу Берлускони и Fininvest случаи оспаривания решений на основании якобы допущенного нарушения или обхода ранее принятых постановлений национальных судов.
Следует отметить, что высказываемое Генеральным адвокатом мнение служит для суда определенным ориентиром, однако он не обязан к нему прислушиваться.