МОСКВА, 8 июн — РАПСИ. Комитет министров Совета Европы (КМСЕ) на своем очередном ежеквартальном заседании по вопросам исполнения постановлений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), прошедшем с 5 по 7 июня, принял решения по трем делам против РФ.
В частности, по группе дел «Ким против России» КМСЕ принял к сведению скорректированный план действий от 16 апреля 2018 года, содержащий информацию о принятых и планируемых мерах в отношении группы жалоб, связанных с задержанием иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих реалистичных перспектив депортации. В том, что касается индивидуальных мер по делу, Комитет с интересом воспринял информацию о наличии возможности у заявителя по делу подать ходатайство на получение российского гражданства, а также принял к сведению факт освобождения еще одного заявителя, который выехал из РФ на жительство в Швецию.
КМСЕ также приветствовал меры общего характера, принятые в Российской Федерации в связи с этим делом. Среди этих мер КМСЕ отметил рассылку в адрес всех компетентных органов соответствующих постановлений ЕСПЧ и решение Конституционного суда РФ, принятое в мае 2017 года. Кроме того, было обращено внимание на принятие в первом чтении в декабре 2017 года законопроекта, направленного на обеспечение соответствия Европейской конвенции о защите прав человека (Конвенции) мер и судебного надзора в отношении задержанных до депортации лиц. Завершение работы над данным законопроектом ожидается в конце 2018 года.
Наряду с этим, Комитет министров СЕ призвал российские власти продолжить реформы в этой области, включая создание специального миграционного статуса для лиц без гражданства, которых не готовы принять какие-либо иностранные государства, в контексте рекомендаций КС РФ.
В том, что касается группы дел «Кляхин против России», связанных с продолжительностью предварительного заключения, КМСЕ отметил, что в отношении 123 заявителей, постановления по делам которых были приняты ЕСПЧ, власти РФ завершили необходимые меры, в связи с чем они были сняты с контроля Комитета с принятием заключительной резолюции.
КМСЕ также приветствовал получение информации об освобождении или осуждении 12 заявителей по делам, недавно рассмотренным ЕСПЧ, однако высказал озабоченность отсутствием реакции властей РФ на жалобу одного из заявителей и призвал их незамедлительно представить соответствующую информацию по этому случаю и еще двум схожим жалобам, полученным незадолго до заседания КМСЕ.
В то же время Комитет, приняв к сведению решение Президиума ВС РФ от 8 ноября 2017 года по второму делу Алексея Пичугина, отметил недостаточный прогресс в исполнении постановлений ЕСПЧ по жалобе Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, а также по первому решению ЕСПЧ в отношении Пичугина.
КМСЕ выразил интерес в отношении недавно принятых в РФ мер по проблеме продолжительности сроков предварительного заключения, включая, среди прочего, подготовку Верховным судом обзоров практики и правовых позиций международных органов и решений национальных судов в этой сфере, а также рассылку и анализ соответствующих постановлений ЕСПЧ, хотя и отметил недостаточный прогресс в разрешении этого вопроса. В связи с этим обстоятельством, КМСЕ призвал власти РФ предпринять усилия для принятия мер, обеспечивающих соблюдение в рамках этой группы дел положений Конвенции, в том числе через программы сотрудничества с Советом Европы. КМСЕ также обратился к властям России с призывом предоставить информацию о правовых последствиях, особенно в судах более низких инстанций, практики Верховного суда по превентивной отмене решений по предварительному заключению, способных нарушать положения статьи 5 (Право на свободу и личную неприкосновенность) Конвенции.
По делу «Лашманкин и другие против России» в отношении мер индивидуального характера КМСЕ принял к сведению факт выплаты властями справедливой компенсации части заявителей и их готовность на перевод соответствующих сумм остальным после получения необходимых банковских данных. Кроме того, к сведению были приняты иные меры властей по исполнению решения ЕСПЧ. Тем не менее КМСЕ призвал власти РФ предоставить дополнительную информацию в этом отношении.
Относительно мер общего характера, предпринятых в отношении данного дела, КМСЕ с интересом отметил действия властей по распространению среди всех компетентных органов соответствующих постановлений, а также идущее в настоящее время изучение необходимых правовых реформ в области проведения массовых мероприятий. КМСЕ также указал, что Совет Европы готов оказать Российской Федерации содействие в совершенствовании нормативно-правовой базы, относящейся к свободе собраний.
В целом КМСЕ выразил удовлетворение положительными изменениями в отношении судебной практики по такого рода делам, выразившимся в ряде постановлений Конституционного и Верховного судов РФ, включая обзор практики международных органов и ЕСПЧ в этой области, а также продолжающиеся усилия ВС по созданию инструкций для местных судов в отношении определенных вопросов, возникающих в рамках дел об административных правонарушениях при проведении массовых мероприятий. В этой связи КМСЕ подчеркнул важность скорейшего воплощения в практику дополнительных мер, обеспечивающих приведение действий местных властей и правоохранительных органов в соответствие с положениями Конвенции, а также необходимость широкого распространения методологических принципов в этой области, подготовленных Венецианской комиссией и ОБСЕ.
КМСЕ отмечает, что члены Совета Европы обязаны исполнять решения ЕСПЧ в соответствии со статьей 46 Конвенции, в свою очередь, Комитет министров СЕ наделен полномочиями по осуществлению надзора за их исполнением на основании информации, предоставляемой национальными властями, неправительственными организациями и иными заинтересованными сторонами.