МОСКВА, 28 ноя — РАПСИ. Верховный суд (ВС) Нидерландов отказался исполнить аннулированное в РФ решение третейского суда на сумму в 8,9 миллиарда рублей в пользу российского бизнесмена Николая Максимова по его спору с Новолипецким металлургическим комбинатом (НЛМК).
Максимов пытался добиться исполнения решения, вынесенного против НЛМК в 2011 году Международным коммерческим арбитражным судом при Торгово-промышленной палате России (МКАС при ТПП РФ) по спору о покупной цене акций компании ОАО "Макси-Групп", проданных Максимовым комбинату.
Решение МКАС было позднее отменено, в частности, из-за выявления связей двух арбитров с экспертами, выступавшими на стороне Максимова, указывается в материалах ВС Нидерландов.
Истец утверждал, что в соответствии с положениями Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений суд в Нидерландах обладал достаточно широкими дискреционными полномочиями, чтобы определить возможность исполнения решения арбитража, несмотря на его отмену в России.
ВС Нидерландов, тем не менее, отклонил аргументацию истца, разъяснив, что признание отмененных ранее арбитражных решений возможно лишь в особых случаях, например, если решение об аннулировании не отвечало бы стандартам Нью-Йоркской конвенции.
Суть спора между Максимовым и НЛМК заключается в том, что комбинат в декабре 2007 года приобрел 50% плюс одна акция компании "Макси-групп", которая объединяла ряд предприятий — от заготовки и переработки лома до выпуска стали и проката строительного назначения. Приобретение пакета акций состоялось на основании соглашения, которое не устанавливало его фиксированную цену.
Окончательный расчет откладывался до завершения финансовой и юридической проверки компаний, входящих в "Макси-групп", Максимову же был выплачен аванс в сумме около 7,3 миллиарда рублей. В итоге разногласия сторон по поводу стоимости сделки привели к ряду взаимных судебных исков.
Ранее ОАО "НЛМК", комментируя решение МКАС, назвало его "неправомерным, а решения арбитров — предвзятыми и основанными на неполном изучении или игнорировании представленных доказательств". По мнению компании, в нарушение принципа равенства сторон состав арбитража не потребовал от истца Максимова доказать исполнение им своих обязательств, которое являлось необходимым условием выплаты Максимову покупной цены за акции ОАО "Макси-групп".
МКАС, по информации НЛМК, отказался рассматривать вопросы об исполнении Максимовым своих обязательств в части данных им заверений и гарантий по соглашению, сочтя их "иррелевантными".
В свою очередь Максимов считает, что арбитражные суды незаконно отменили решение третейского суда. Так, по его мнению, суды неправильно сделали вывод о том, что спор между сторонами является корпоративным и должен рассматриваться в государственном арбитражном суде, а не в третейском.
В июле 2017 года решение МКАС отказался признавать и приводить в исполнение Высокий суд Англии и Уэльса.
Тем не менее, оно было признано во Франции, где в апреле 2014 года Апелляционный суд Парижа отказался рассмотреть жалобу НЛМК на решение Трибунала высокой инстанции Парижа от 12 мая 2012 года о приведении в исполнение решения третейского суда.