МОСКВА, 7 ноя — РАПСИ. Судья Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) от Росии Дмитрий Дедов счел завышенными компенсации, назначенные судом нескольким заявителям из РФ, утверждавшим, что в ходе уголовного следствия за ними была организована якобы незаконная слежка.
Кроме того, Дедов отметил, что в одном случае Страсбургский суд не принял во внимание обстоятельства, установленные национальным судом, и вынес решение без достаточных оснований, которые могли бы оправдать предпочтение, отданное ЕСПЧ собственной оценке перед данной национальными властями.
ЕСПЧ рассмотрел пять жалоб из России, в которых заявители утверждали, что были нарушены их права, в том числе гарантированные статьей 8 (право на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции) Европейской конвенции о защите прав человека (Конвенции), включая прослушивание телефонных переговоров, а также скрытую съемку, видео- и аудионаблюдение.
В одном из случаев заявитель дополнительно настаивал на том, что в число доказательств были неправомерно включены записи его переговоров с адвокатом, а несколько заявителей утверждали, что им было незаконно отказано в ознакомлении с судебными постановлениями, на основе которых было организовано скрытое наблюдение.
В свою очередь, по всем рассмотренным делам российские суды находили законным использование скрытого наблюдения в отношении заявителей и принимали полученную в результате информацию в качестве доказательств, как полученную в установленном законом порядке.
Рассмотрев жалобы, ЕСПЧ признал их приемлемыми, выявил нарушение статьи 8 Конвенции и постановил выплатить заявителям компенсации в размере от 4,3 тысячи до 14 тысяч евро (принимая во внимание нарушение других статей Конвенции в отношении некоторых заявителей), а также принял решение о возмещении их судебных расходов (от 400 до 2 тысяч евро).