МОСКВА, 21 янв – РАПСИ. Депутат Андрей Луговой и предприниматель Дмитрий Ковтун причастны к отравлению бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, говорится в официальном докладе, обнародованном в четверг по результатам открытого разбирательства, которое проводилось в Лондоне.
"Я уверен, что г-н Луговой и г-н Ковтун поместили полоний-210 в заварочный чайник в баре Pine Bar 1 ноября 2006 года. Я также не сомневаюсь в том, что они сделали это с намерением отравить г-на Литвиненко", - говорится в отчете бывшего судьи Высокого суда Лондона Роберта Оуэна.
Также не исключается, что Литвиненко пытались отравить чуть раньше - во время встречи 16 октября того же года. Причем в отчете отмечается, что Луговой и Ковтун действовали не самостоятельно, а в чьих-то интересах. Этому вопросу посвящен целый раздел, в котором сэр Роберт Оуэн разъясняет, кто мог быть заинтересован в смерти Литвиненко.
Первым в списке значится имя Бориса Березовского, но, в конечном счете, судья приходит к выводу, что бизнесмен не имел отношения к произошедшему. Версию о причастности к смерти Литвиненко британских спецслужб и правительственных структур автор доклада также отметает, учитывая, что на слушаниях никаких свидетельств в доказательство этой версии представлено не было.
Более правдоподобным, по мнению сэра Роберта Оуэна, выглядит предположение о том, что к смерти Литвиненко могут быть причастны российские криминальные круги. Однако эта теория также не нашла подтверждения, равно как и версия о причастности к отравлению Марио Скарамелла, знакомого Литвиненко, или предположение о возможном чеченском следе.
Гораздо большее внимание в документе уделено версии о том, что в отравлении Литвиненко могли быть заинтересованы власти РФ, причем в этой части отчета приводятся заключения ряда зарубежных экспертов. Подробно остановившись на происхождении полония, фигурирующего в этом деле, сэр Роберт Оуэн резюмирует, что вещество могло быть получено на ядерном предприятии в Сарове и без участия правительства не обошлось. "Использование полония-210, по крайней мере, является явным признаком участия правительства", - говорится в документе.
Литвиненко скончался 23 ноября 2006 года в результате отравления высокорадиоактивным веществом полоний-210. Его самочувствие стало ухудшаться после встречи с Луговым и Ковтуном в лондонском отеле Millennium.
По факту смерти Литвиненко в Лондоне было проведено дознание, призванное установить все обстоятельства случившегося. Многие из рассмотренных в ходе дознания документов были засекречены. Бывший министр иностранных дел Уильям Хейг настаивал на том, чтобы все материалы данного дела были закрыты от общественности, однако часть из них все-таки обнародовали.
В июле 2014 года глава МВД Великобритании Тереза Мэй согласилась на открытое разбирательство с возможностью проведения закрытых слушаний для ознакомления с секретными данными.
Формально разбирательство началось 31 июля 2014 года со вступительной речи сэра Роберта Оуэна, в которой он рассказал о результатах дознания. Открытые слушания проходили с января по март 2015 года и после 4-месячного перерыва были завершены в июле.
Следственный Комитет РФ отказался участвовать в процессе, выразив несогласие с тем, что часть документов будет рассмотрена на закрытых заседаниях и вновь окажется недоступной.
Ожидалось, что Ковтун даст показания по делу о смерти Литвиненко посредством видеосвязи из Москвы. Однако он от выступления отказался, сославшись на возникшую юридическую коллизию. Как пояснил позднее один из адвокатов - Роберт Тэм, Ковтун должен был подать прошение о снятии с него обязательств о неразглашении информации, но не сделал этого.
О том, что Луговой и Ковтун причастны к отравлению Литвиненко, говорится в заключении лондонской полиции, обнародованном в конце июля этого года. На вопрос о том, кто может стоять за убийством, в полиции тогда заявили, что ответ должен дать суд.