МОСКВА, 7 апр – РАПСИ, Мария Зуева. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге направил РФ вопросы по жалобе бывшего сотрудника службы безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина, получившего пожизненный срок за убийства и покушения на убийства, говорится в обнародованных судебных материалах.
Настоящая жалоба Пичугина связана с двумя интервью, которые в июле и сентябре 2005 года дали российским телеканалам замгенпрокурора РФ Владимир Колесников и следователь Генпрокуратуры РФ Юрий Буртовой. Как следует из судебных материалов, Пичугина в интервью, среди прочего, якобы назвали организатором ряда убийств по указанию Леонида Невзлина (бывшего совладельца ЮКОС, обвиненного в России в совершении тяжких уголовных преступлений и приговоренного к пожизненному заключению) и других неустановленных лиц.
Согласно материалам ЕСПЧ, российские суды, в свою очередь, отклонили жалобы Пичугина, утверждавшего, что эти заявления нарушили его презумпцию невиновности. По мнению судебных инстанций, Колесников в своем интервью, в частности, опирался на факты, установленные следствием и подтвержденные материалами уголовного дела, а Буртовой высказывал свое личное мнение.
Пичугин, в свою очередь, в августе 2007 года обратился в ЕСПЧ с жалобой, ссылаясь на параграфы 1-3 статьи 6 (право на справедливое судебное разбирательство) Европейской конвенции по правам человека.
В отношении Пичугина в России было возбуждено два уголовных дела - по обвинению в организации убийств и покушений на убийства. По первому он в 2005 году на основании обвинительного вердикта присяжных получил 20 лет колонии, а по второму в 2007 году был приговорен к пожизненному заключению.
Президиум Верховного суда РФ в октябре 2013 года признал законным приговор Пичугину, а в декабре того же года не стал отправлять его дело на пересмотр. Также президиум отказался вносить в приговор изменения из-за решения ЕСПЧ, который ранее счел несправедливым процесс над Пичугиным. В частности, фундаментальными ЕСПЧ признал два нарушения статьи 6 (право на справедливое судебное разбирательство) Европейской конвенции по правам человека. Главное из них было связано с тем, что суд над Пичугиным проходил в закрытом от СМИ и публики режиме.