БАНГКОК, 27 авг - РАПСИ, Евгений Беленький. Российский бизнесмен Виктор Бут, которого Апелляционный суд Таиланда постановил экстрадировать в США, в переданном в прессу заявлении рассказал о подробностях своей встречи с таиландским депутатом, которая вызвала громкий скандал в парламенте Таиланда и СМИ.
По некоторым предположениям, именно отказ Бута сотрудничать с этим депутатом от правящей коалиции привел к тому, что Апелляционный суд Таиланда вопреки предыдущим судебным решениям постановил экстрадировать российского бизнесмена в США.
"Господин (Сиричок) Сопха нанес мне визит в бангкокской тюрьме предварительного заключения в четверг 15 апреля... Сопха представился мне как личный помощник премьер-министра и депутат парламента", - говорится в заявлении Бута.
По его словам, в этот день тюрьма была закрыта для посещения, и встреча состоялась в одном из административных кабинетов тюрьмы, куда бизнесмена привели охранники.
"Он показал мне статью из какой-то газеты, кажется, ланкийской или малайзийской, в которой говорилось, что за неделю до задержания в Бангкоке самолета Ил-76 с оружием из Северной Кореи, на Шри-Ланку прибыл бывший премьер Таиланда Таксин Чинават. В полетном плане самолета значилась посадка на Шри-Ланке после Бангкока. Статья связывала эти два события", - продолжил Бут.
Самолет Ил-76 грузинской регистрации с экипажем из граждан Казахстана и Белоруссии был задержан в Бангкоке для осмотра во время промежуточной посадки для дозаправки в декабре 2009 года. На борту представители таиландских властей нашли около 15 тонн оружия и большое количество буровых труб. Весь груз был обозначен в авианакладных как "бурильное оборудование" и "механические части". Экипаж самолета после предварительного расследования был выслан из Таиланда на родину, а самолет вместе с грузом, который перевозился в нарушение санкций ООН, пока остается в распоряжении таиландских властей.
Бывший премьер Таиланда Чинават находится в эмиграции после того, как в 2006 году его правительство было свергнуто в результате военного переворота. Сторонники Чинавата, "краснорубашечники", весной 2010 года провели ряд массовых акций протеста в поддержку своего лидера.
Назвав россиянина "экспертом", таиландский депутат предложил ему рассказать, мог ли самолет с оружием быть оплачен Чинаватом. По версии Сопхи, Чинават мог купить это оружие для "краснорубашечников" и через свои связи организовать посадку и разгрузку в Бангкоке.
"Я ответил, что ничего об этом не знаю и не хочу фантазировать. Сопха тогда показал мне фотографию самолета с регистрационным номером N 300 B модели Challenger 609 CL и сказал, что это личный самолет Таксина Чинавата. Сопха попросил у меня совета, как перехватить самолет и "поймать" Чинавата. Я ответил, что такого совета давать не стану, и сказал, что ему следует обратиться за советом к его друзьям и союзникам американцам, так как регистрация самолета - из американского авиационного реестра", - говорится в документе.
В ответ Сопха заявил, что Бут как агент КГБ должен знать, как поймать Чинавата, и заодно спросил, сколько в Бангкоке сотрудников КГБ и чем они здесь занимаются. Россиянин ответил, что не имеет никакого отношения к КГБ, тем более что этой организации не существует уже 20 лет, и что не намерен помогать кому бы то ни было "ловить Чинавата". Сопха тогда спросил, как себя чувствует Таксин Чинават, не болен ли он, на что Бут ответил, что "с господином Чинаватом не знаком и о состоянии его здоровья не осведомлен".
"Сопха спросил моего мнения по вопросу, почему страны, в которые Таиланд отправил заявки на экстрадицию Чинавата, в том числе Россия, не арестовывают его и не высылают в Таиланд. Я ответил, что не знаю, но могу только предположить, что, скорее всего, Чинавата, которого сверг военный переворот, считают политиком в эмиграции", - говорится в заявлении Бута.
Тогда депутат попрощался и ушел, оставив российскому бизнесмену номер своего мобильного телефона.
Бут пояснил, что решил рассказать о подробностях встречи с тайским депутатом, поскольку опасается за безопасность своих жены и дочери.
"Появились даже сообщения, что якобы пленка с записью моего разговора с депутатом есть у моей жены Аллы... Никакой пленки с записью у моей жены нет и быть не может. Наш разговор, насколько я знаю, руководством тюрьмы не записывался. Если предположить, что встречу записывал сам господин Сопха, он вряд ли передаст такую пленку моей жене", - объяснил российский бизнесмен.