РИМ, 9 июн - РАПСИ, Сергей Старцев. Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони выразил серьезные сомнения в возможности эффективной работы государственных институтов без изменения действующей конституции страны, сообщили местные СМИ.
"Видя ситуацию изнутри, это просто ад. Дело не в том, что не хватает добрых намерений и хороших проектов, но сама конституционная архитектура делает весьма затруднительным превращение проектов в конкретные законы", - заявил глава правительства, выступая в среду на ассамблее Конфедерации итальянских ремесленников (Confartigianato), объединяющей представителей малого и среднего бизнеса.
Указав, что действующая конституция несет на себе явный отпечаток прошлого, Берлускони подчеркнул, что "в ней много говорится о труде и практически ничего - о предпринимательстве, которое упоминается лишь в статье 41". "В ней ни разу не употребляется слово "рынок". Мы думаем о новом законе, но требуется также переписать и статью 41 конституции", - указал Берлускони.
Он также обратился к участникам ассамблеи с риторическим вопросом, до каких пор итальянские предприниматели будут действовать в рамках правил, установленных конституцией, имеющей "католическо-коммунистическую матрицу".
"Мы хотим прийти к новой системе, при которой не надо будет более просить различные разрешения, допущения и лицензии. По моему мнению, это язык и практика тоталитарного государства, государства-хозяина, которое рассматривает своих граждан в качестве подданных", - сказал Берлускони.
Заявления премьера немедленно вызвали резкую критику со стороны политической оппозиции. "Берлускони должен прекратить нападать на конституцию. Ты принимал присягу на конституции. Если она тебе не нравится, отправляйся домой", - заявил лидер Демократической партии Италии Пьер Луиджи Берсани.
В свою очередь, руководитель партии "Италия ценностей", бывший глава антикоррупционной операции "Чистые руки" Антонио Ди Пьетро подчеркнул, что "только при фашистских моделях можно обойтись без конституционных правил и парламента".
"Берлускони пожирает ненависть к демократии, он угрожает нашей свободе", - предостерег национальный секретарь движения левых и "зеленых" Дженнаро Мильоре.
В последнее время Берлускони неоднократно говорил о необходимости внесения существенных изменений в конституцию Италии. Одновременно он сетовал на отсутствие необходимых полномочий у главы правительства страны.
Так, в конце мая в Париже, где он принимал участие в заседании Совета министров ОЭСР, премьер заявил: "У меня нет никакой власти. Она была у меня, когда я был предпринимателем, но сегодня у меня ее нет". Затем он неожиданно решил процитировать слова фашистского диктатора Бенито Муссолини: "У меня нет никакой власти, возможно, она есть у иерархов, но не у меня. Я могу лишь решить, направить моего коня направо или налево, больше ничего". "То же самое происходит со мной. Причем все имеют право критиковать и оскорблять меня", - добавил Берлускони.
Конституция Итальянской Республики была принята в 1947 году Учредительным собранием, большинство участников которого составляли христианские демократы и коммунисты. Основной закон вступил в силу 1 января 1948 года.
Статья 41 конституции утверждает, что в Италии "частная хозяйственная инициатива свободна". "Она не может развиваться в противоречии с общественной пользой или с ущербом для безопасности, свободы, человеческого достоинства. Закон определяет программы мероприятий и контроля, с помощью которых публичная и частная хозяйственная деятельность может направляться и координироваться в социальных целях", - говорится в статье.