Череда поджогов и взрывов фейерверков в общественных учреждениях заставила задуматься об эскалации проблемы телефонного мошенничества, которая начинает представлять угрозу не только непосредственно для жертв обмана, но и для окружающих их людей. За последние двое суток зафиксировано более 10 поджогов в Москве, Новосибирске, Красноярске и других городах: люди по заданию мошенников поджигали банкоматы, устраивали взрывы пиротехники в торговых центрах и МФЦ, а также другие преступления.
На основании опроса юристов, психологов и сотрудников, имеющих отношение к силовым структурам, РАПСИ сформулировало 4 пункта, объясняющих происходящее.
Пенсионерка взорвала несколько петард в МФЦ в ТЦ «Форт» в Москве. Пожилой мужчина запустил фейерверк в МФЦ в ТЦ «Гелиос» в Королеве. В Балашихе в отделении молодой человек сделал 49 залпов из фейерверка. В Санкт-Петербурге задержаны две пенсионерки за попытку поджога полицейской машины. Фейерверки подожгли в отделении Почты России в Химках и в отделении Сбера в Санкт-Петербурге. Суммарно за последние двое суток произошло свыше 10 поджогов и взрывов по заданию мошенников.
Все поджигатели были оперативно задержаны. Теперь их действия могут быть квалифицированы по статье 205 УК РФ (террористический акт), максимальное наказание по которой составляет 20 лет.
1
Действия телефонных мошенников, которых в данном случае следует называть террористами (но поскольку такой устоявшийся термин относится к другому преступлению, будем называть «телефонными экстремистами»), несут в первую очередь символический эффект. И главной целью телефонных манипуляторов являются не исполнители терактов, а зрители – непосредственные и те, кто будет читать и обсуждать произошедшие события.
Задачей телефонных экстремистов является искажение объективного восприятия реальности у россиян. Поскольку спланированная череда преступлений происходит в конце года, когда людям свойственно сознательно и подсознательно подводить итоги, тревога от терактов может окрасить оценку всего года и сформировать ожидания от следующего.
Телефонные экстремисты, безусловно, попытались создать негативный психоэмоциональный фон на продолжительные новогодние каникулы, которые россияне проведут вместе с семьей и близкими. Соответственно, ущерб наносится не столько зданиям банка, МФЦ и пр., сколько содержанию бесед – отравлению их негативными новостями, с целью их гипертрофирования в ходе обсуждения за рюмкой или бокалом.
Смысл такого нагнетания – создание стрессового состояния у людей, в котором человеку свойственно делать необдуманные поступки. Кроме того, нагнетание стресса снижает созидательную, конструктивную активность.
Не нужно преувеличивать масштаб проблемы – не существует никакой террористической угрозы, в т. ч. жизни и здоровью простых граждан. Жертвами мошенников становятся только неподготовленные люди, не способные нанести серьезный ущерб окружающим, представлять опасность для жизни. За все время не было ни одного погибшего от такого рода поджогов.
2
В то же время нельзя недооценивать серьезность преступления. Каждый гражданин должен понимать, что за любые действия, совершенные по чужому указанию, ответственность предстоит нести ему лично. И ни на какое снисхождение перед законом рассчитывать не стоит, кем бы ни был тот человек, который дал ему указания на совершение противоправных действий (в т. ч. если мошенник в действительности был тем, кем представляется). Даже за самый смехотворный в плане риска для окружающих поджог можно лишиться свободы от 5 до 15 лет.
Необходимо понимать, что смыслом согласованной активности телефонных террористов является медийный эффект, в т. ч. направленный на дискредитацию российских правовых институтов. Выбор пенсионеров и молодежи обусловлен не только их большей доверчивостью, но и очевидной слабостью – для телефонных экстремистов особую ценность представляет то, что пенсионеры и молодежь вызывают сочувствие у любого здорового человека.
Телефонные террористы понимают, что одурманенные ими пожилые и совсем молодые люди вряд ли способны нанести серьезный ущерб объектам терактов. Тем более они не способны скрыться сами и скрыть детали преступления. Именно поимка и суд над исполнителями фактически и является главной целью нынешних терактов для их организаторов.
В случае снисхождения сотрудников безопасности, следственных органов, судей к пожилым и юным исполнителям терактов, ставших жертвой манипуляций, это станет поводом для увеличения масштаба последующих терактов: телефонные экстремисты будут убеждать жертв, что им практически ничего не грозит.
В случае приговора по всей строгости закона, ЦИПсО использует решения суда для нагнетания через подконтрольные медиаресурсы истеричного нарратива о якобы «зверствах режима» против граждан, о якобы жестоком суде, о якобы бессердечном отношении к пенсионерам и молодежи.
При всей гуманности к жертвам, каждому необходимо понимать, что у Фемиды неспроста завязаны глаза – закон един для всех, и это главное условие его выживания.
3
Не менее важным вопросом для понимания причин череды произошедших поджогов и взрывов является: почему сейчас?
Причина не только в близости праздников. Хотя солидарные с террористами медиаресурсы, вероятно, в ближайшее время начнут раздувать панику, что якобы виной произошедшему снижение уровня бдительности охранников и служб безопасности.
Это, конечно же, не так, свидетельство чему выбор объектов для новых терактов – с каждым разом они становятся все менее значимыми для заказчиков: в России сегодня все сложнее представить новый поджог военкомата или, тем более, теракт на городской ярмарке, каковой на днях случился в Германии.
Причина нынешней активизации связанных с Украиной телефонных террористов – катастрофическое положение дел у ВСУ. Атака на российских пенсионеров – это реакция на провалы украинской армии. Статистика давно выявила прямую корреляцию между активностью мошенников и негативными для ВСУ событиями на фронте. Фактически произошедшая сейчас череда взрывов – это не «контрнаступление» террористов, а агония, предвкушение конца.
Следует понимать, что задачей заказчиков этих терактов является попытка изменить медийную повестку, отвлечь внимание публики от катастрофического положения режима Зеленского, от зверств ТЦК и тотального нарушения прав на Украине.
Поэтому целевой аудиторией этих взрывов являются даже не столько россияне, сколько украинцы, для которых надо срочно сформировать фальшивую иллюзию о том, что в России якобы ситуация накаляется, как в Тбилиси (где весь «накал» — классический симулякр ЦИПсО, который можно наблюдать только в постах и новостях, но не на грузинских улицах).
Этот факт должен стать дополнительным стимулом для критичного восприятия любой информации от телефонных и интернет-мошенников. Недопустимо в нынешней ситуации не только помогать, но и общаться с вражескими голосами.
4
Заметной особенностью нынешней череды поджогов и взрывов является то, что они получили заметно меньший резонанс в СМИ, чем предыдущие всплески. Очевидно, что это не замалчивание, а стратегически выверенная медийная и правовая политика.
Сегодня нельзя допускать эмоциональные реакции, поскольку перед ЦИПсО и ВСУ стоит задача эскалации любыми способами. В данной парадигме «коктейль Молотова» в отделении банка находится в том же ряду, что и атаки ракет и дронов на российскую территорию. Все это, безусловно, не останется безнаказанным, но в нынешней ситуации возгонка любых реакций (в т. ч. и эмоциональных) противоречит нашим интересам.
Конечно, все сочувствуют жертвам телефонных мошенников, сочувствуют жертвам этих жертв. Ведется последовательная работа следственных органов, спецслужб — их успехи очевидны: например, на днях силовики накрыли 3 кол-центра в Москве, связанных с международной сеткой мошенников.
Но случившиеся в последние дни события не являются чем-то принципиально новым. Произошедшие трагедии — это не столько тема для обсуждения, сколько конкретное предупреждение: напоминание для себя и близких по недопущению таких ошибок. Повод лишний раз вспомнить и повторить всем, кому возможно: ни в какой ситуации нельзя называть никому никакие коды, нельзя «спасать» свои деньги по телефону, нельзя «участвовать» ни в каких секретных спецоперациях.
Стоит напомнить себе и своим близким, что как только вы услышали по телефону от незнакомого человека какую-то угрозу, тревожное сообщение или сомнительный призыв к действию — вы можете не только обезопасить себя, но и помочь Родине (в т. ч. в скорейшем успешном окончании СВО), немедленно повесив трубку и, возможно, позвонив на горячую линию правоохранительных органов.