РАПСИ следит за ходом расследования крупнейшей за последние годы кражи в системе РПЦ и сопутствующего конфликта двух сторон: в запутанной истории необходимо применить правовые подходы.


Летом этого года в СМИ прошла волна публикаций о крупной краже, совершенной в Венгерской епархии РПЦ: из сейфа церковной квартиры митрополита Будапештского и Венгерского Илариона (в миру — Григория Алфеева) были украдены деньги и ценности на крупную сумму. В Венгрии было возбуждено уголовное дело, а подозреваемый – объявлен в международный розыск. 

Неприятная, но отнюдь не фантастическая история, которая может произойти в любой, даже самой уважаемой государственной институции, ведь несут службу на Земле не божества, а люди, подверженные искушениям, страстям и ошибкам.

Подозреваемый в краже – 21-летний Георгий (Джордж) Сузуки, служивший келейником у митрополита Илариона. Против него, помимо кражи, также выдвинуты обвинения в использовании поддельных документов, хранении детской порнографии, несанкционированном доступе к личным данным и их незаконном распространении.

Молодой человек за последние месяцы дал множество интервью русскоязычным эмигрантским СМИ в Европе, где подробно рассказал о своем происхождении и карьерном пути в системе духовенства: юноша из русско-японской семьи был человеком воцерковленным, во время одного из визитов патриарха Кирилла в Японию познакомился с митрополитом Иларионом, после чего стал писать ему, широко известному среди православных священнослужителю, выбрал его в качестве духовного наставника. Далее – переехал из Японии в Будапешт, чтобы служить Илариону, назначенному во главе Венгерской епархии. Девять месяцев назад, когда, очевидно, непростая история церковного служения русско-японского юноши закончилась кражей, юноша тайно вернулся в Японию.

Версия Сузуки

Казуистичность расследованию этого уголовного дела придает не столько факт происхождения внутри системы РПЦ, сколько необычный для уголовно-процессуального этапа информационный фон со стороны подозреваемого. Находящийся в розыске молодой человек (не скрывая при этом страны своего нынешнего местонахождения) выдвигает в адрес бывшего начальника, митрополита Илариона, обвинения в домогательствах, вещает о всевозможных злоупотреблениях владыки. В качестве доказательств Сузуки представил в публичном поле видеозаписи, на которых видно буквально следующее: в комнате на двуспальной кровати, застеленной на двоих, под одеялом лежит нечто (или некто) неподлежащее идентификации. Через некоторое время в комнату заходит другой человек (мужчина), на вид несколько старше. Старший мужчина ложится в кровать. На этом всё.

В одном из недавних видео Сузуки рассуждает, в какой стране должен происходить суд о домогательствах. Забыв, правда, упомянуть, что ни реального расследования, ни экспертизы представленного видео – даже независимой – судя по всему, не было проведено ни в одной стране.

В многочисленных видеообращениях, которые по сей день публикует Сузуки, юноша обращает внимание своей аудитории на проблемы этического свойства, характерные, по его мнению, не только для Илариона, но и для церковной системы в целом – в частности, на роскошный образ жизни, который ведут высокопоставленные священнослужители.

«Земная церковь должна стремиться быть подобна небесной церкви», — резюмирует Сузуки в видео, опубликованном на его личном канале в Youtube несколько дней назад, 26 сентября 2024 года.

Поспорить с этим утверждением, в целом, трудно: от религиозных институтов мы действительно сейчас ожидаем нравственной чистоты, созвучности реальным проблемам нашего общества. Так, по данным ВЦИОМ от 2023 года, православие остается самой распространенной конфессией в стране — 57% россиян относят себя к последователям этой религии. Растет и удельный вес религии в жизненных ценностях россиян: в общей сложности доля россиян, для кого религия важна, составляет теперь 40%, четыре из десяти (1993 г. — 28%). Неудивительно, что растут и моральные ожидания верующих от церкви.

Вместе с тем в гораздо большей степени вопросы вызывает моральная траектория поступков самого Сузуки. Так, в интервью одному из русскоязычных каналов, вещающих из Европы, Сузуки не стал отрицать факт совершения им кражи. Правда, по его словам, мотивы его действий скорее приближались к акционизму, чем к жажде материальной наживы. Якобы украденные деньги и ценности он даже хотел припрятать, чтобы заставить митрополита задуматься о своем поведении и «покаяться». Припрятал или забрал себе — достоверно неизвестно…

Версия Илариона

Митрополит Иларион, впрочем, не видит поводов каяться и всерьез настроен защищать свое имя. Иларион-Алфеев категорически отвергает любые обвинения в домогательствах, при этом официально обвиняя Сузуки не только в краже, но и в вымогательстве.

По словам Алфеева, мать Сузуки выходила на связь с митрополитом и требовала большую сумму денег за необнародование неких компрометирующих материалов, которые Георгий якобы делал в его доме при помощи скрытых устройств. «Сначала в течение нескольких месяцев Георгий Сузуки вел скрытую аудиозапись в доме, где я жил, а потом его мать Вероника Сузуки пыталась этот архив (или его часть) продать мне за 384 тысячи евро. Такую сумму Вероника запросила за уничтожение записей, которые Георгий вел в моем жилище при помощи скрытых устройств», — пояснял митрополит Иларион в июле этого года.

Несколько видеозаписей, которые, по словам Сузуки, были сняты бывшим келейником в жилище митрополита, действительно попали в открытый доступ – на них изображен современный просторный дом. Событийная часть этого видео при этом прослеживается невнятно. Сами по себе такие записи, без дискредитирующего контекста, правового значения, очевидно, иметь не могут. Впрочем, здесь, как и в случае с обвинениями в домогательствах, решающее слово должна, видимо, сказать экспертиза подлинности записей – на этом настаивает и сам митрополит.

Стоит отметить, что в защиту Илариона выступила значительная часть российского православного духовенства. В современном православии экс-глава Венгерской епархии является фигурой знаковой, лидером мнений. С 2009 по 2022 год он занимал должность председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. В июне 2022 года был назначен митрополитом Будапештским и Венгерским. Его просветительская работа, суждения о сути православной веры по сей день востребованы у широкой аудитории верующих.

Неопределенность обвинений исправит правовой подход

Между тем в правовой среде часто говорят о социальных последствиях судимости – наказание не кончается с фактическим отбытием срока, факт судимости, по сути, коверкает всю дальнейшую жизнь осужденного.

В случае с митрополитом Иларионом социальные последствия наступили не после судимости и даже не после обвинения, предъявленного согласно закону. Так, в июле текущего года Священный синод сместил митрополита Будапештского и Венгерского Илариона с должности на время работы комиссии по изучению положения дел в его епархии, также он лишился поста председателя Синодальной библейско-богословской комиссии и комиссии Межсоборного Присутствия по богословию и богословскому образованию. 

С правовой точки зрения ситуация выглядит следующим образом.

Итак, линия первая – Георгий Сузуки. Юноша находится в международном розыске, при этом все знают, что он в недружественной Российской Федерации Японии. Против него выдвинуты ряд серьезных официальных обвинений. По некоторым данным, в адрес его матери Вероники Сузуки также выдвинуты обвинения в вымогательстве у Илариона.

Линия вторая – митрополит Иларион. В его адрес обвиняемым в краже из его дома японским юношей на канале в Youtube озвучены ничем фактически не подтвержденные обвинения в домогательствах, которые, очевидно, в данный момент никакого правового статуса не имеют. Зато имеют они весомое значение для эмигрантских и иных оппозиционных России СМИ, естественно, моментально принявших рассказы Сузуки за чистую монету. В качестве аргументации обвинений общественности предлагаются видеозаписи с содержанием неясного контекста. На видео нельзя ни рассмотреть лиц, ни сделать выводы о происхождении записей. В целом правовой подход к этой запутанной ситуации позволил бы прийти к определенности, которой, со всей очевидностью, ждут и верующие с учетом значимости работы РПЦ для россиян.

РАПСИ будет следить за правовым развитием ситуации.