В 1927 году гениальному Казимиру Малевичу, основателю супрематизма — одного из крупнейших направлений абстракционизма, устроили обширную экспозицию на ежегодной Большой берлинской художественной выставке. Знаменитый художник, автор «Черного квадрата», привез в столицу Германии 70 картин и несколько десятков рисунков и моделей. Однако вскоре ему пришлось вернуться в Советский Союз. В публикации мы расскажем детективную историю наследия художника.


Интересно, что произведения он с собой не взял, опасаясь, что советская власть может их уничтожить и оставил свои картины, пояснительные таблицы к лекциям и теоретические записи на временное хранение немецкому другу, архитектору Хуго Херингу. К тому же Малевич надеялся, что через несколько лет, когда в Европе состоится очередная крупная выставка, из Берлина картины будет дешевле и проще доставить в другой город, чем из новой России. Судьба распорядилась так, что Малевич после возвращения на родину так никогда больше и не воссоединился с оставшимся в Германии произведениями.

В 1935 году выдающийся художник умер в Ленинграде от естественных причин. По некоторым данным, немецкий хранитель его картин несколько раз пытался связаться с семьей художника, живущей в СССР, но это сделать не удалось. С приходом Гитлера к власти, Херинг перевез коллекцию к себе на родину и долгое время прятал, справедливо полагая, что нацисты могут уничтожить ее как проявление «дегенеративного искусства».

Якобы, картины Малевича прятали от нацистов и другие известные европейские деятели искусства тех лет. Во второй половине 1950-х годов Херинг передал картины берлинской коллекции в музей «Стеделейк» в Амстердаме. После смерти Херинга в 1958 году его наследники якобы продали этому музею картины Малевича за относительно скромную сумму. С 1970-х годов уже наследники Малевича пытались добиться возвращения семье берлинских картин, однако безуспешно.

О том, что бесценная коллекция одного из гениев абстракционизма находится в нидерландском музее стало широко известно только в начале 2000-х годов, когда «Стеделейк» выставил часть полотен основателя супрематизма в США, организовав в музее Гуггенхайма выставку «Казимир Малевич. Супрематизм». Голландцы решились на экспозицию картин после того, как прошел срок так называемой приобретательской давности. Наследники Малевича, воспользовавшись выставкой в Северной Америке и опираясь на судебную практику США, оспорили право музея владеть и выставлять картины. По их мнению, Хуго Херинг и тем более его наследники не имели право распоряжаться картинами Малевича, ибо они были переданы германскому архитектору лишь на хранение. Потомки художника подали в американский суд иск, потребовав выплату компенсации и возврат картин семье.

Муниципалитет Амстердама в свою очередь потребовал прекратить дело, но окружной суд города Вашингтона ему в этом отказал. В ходе судебных споров, длившихся четыре года, стороны все-таки пришли к мировому соглашению, по которому наследники художника получили несколько значимых произведений Малевича из музейной коллекции Амстердама. В ноябре 2008 года на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке наследники основателя супрематизма продали неизвестному коллекционеру полотно «Супрематическая композиция» 1916 года за рекордную для русских художников сумму в 60 миллионов долларов.

Андрей Кирхин


*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора