«Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость; избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых» (Псалом 81).

Судебное производство – один из древнейших и важнейших элементов общественной жизни человечества. Социальное развитие постепенно привело к отказу от самосуда и передаче права решать конфликты специальным (третьим) людям или коллегиальным структурам. А иногда судьи единолично руководили целым государством.


Правители древности (практически всех известных историкам государств) наделялись так сказать «по воле богов» правом наказывать и миловать кого угодно. Иногда это приводило к довольно странным и даже нелепым решениям.

К примеру, знаменитый персидский царь Кир однажды «приговорил» реку Диала в Ираке к смертной казни за то, что в ней утонул его любимый конь. Кир приказал вырыть сотни каналов, чтобы отвести воду из реки для ее осушения, но со временем природа взяла свое, пустыня покрыла каналы песком, и река вновь набрала силу в своем старом русле.

Внук Кира, царь Ксеркс-I отличился тем, что осудил целое море за то, что его разбушевавшиеся волны уничтожили с трудом построенную переправу. Царь приказал палачам выпороть море плетьми, что и было сделано. Неизвестно, помогло ли это персам переправиться, но отсюда пошло крылатое выражение «высечь море», означающее пустое, бессмысленное дело.

Мощнейшие государства и империи создавали свои судебные институты, формировали собственные правовые кодексы, в которых были прописаны в том числе и способы получения доказательств для разрешения конфликтов. Древний Вавилон жил по кодексу Хаммурапи, согласно которому обвиняемого в преступлении обязывали опускать руку в кипяток, а затем судьи оценивали по скорости заживления раны, виновен несчастный или нет и выносили приговор.

Древнегреческий поэт Гомер в своих произведениях упоминает судебные споры и считает царя тем, кто способен и вправе их разрешить.

Лишь в одной древней стране судьи, не будучи облеченными царской властью, и даже не являясь жрецами, управляли жизнью народа. Речь идет об особой эпохе устройства древнееврейского государства, описанной в Ветхом Завете, в книге Судей Израилевых. Интересно, что иных документальных свидетельств, кроме библейских, об этом периоде, длившемся по некоторым оценкам несколько сотен лет, а по другим несколько десятков, практически не сохранилось. После смерти признаваемого всеми племенами (коленами) вождя израильского народа Иисуса Навина власть перешла к судьям, имевшим право разрешать любые конфликты и споры в народе.

Судьи древнего Израиля, управлявшие общественной и военной силой государства, зачастую были простыми людьми, хотя встречались и выдающиеся личности. Благодаря Священному Писанию нам известно 13 имен судей, среди которых можно выделить главаря шайки разбойников Иеффая, прославленного полководца Гедеона, необыкновенного силача Самсона, женщину - пророка Девору. В целом власть судей основывалась либо на непререкаемом моральном авторитете, либо на военной силе, но зачастую не распространялась на весь народ. Да и высокие моральные качества встречались далеко не у всех из них. Уместно вспомнить, что в Новом Завете приводится притча о неправедном судье, который только под напором настойчивой бедной вдовы все-таки был вынужден принять справедливое решение и защитить ее от противников.

Фактически для Израиля период судей был смутным временем, наполненным межплеменными конфликтами, ибо «не было царя и когда каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Книга Судей 21:25). Последним судьей стал пророк Самуил, который помазал на царство первого израильского царя Саула по просьбе самого еврейского народа, захотевшего, чтобы у них тоже появился царь, как и у всех окружающих народов. С этого момента завершилась эпоха, когда судьи единолично руководили целым государством. Всю полноту судебной власти в свои руки получил израильский царь. Но это уже совсем другая история.

Андрей Кирхин


*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора