В подземных экскурсиях, как и в других экстремальных развлечениях, следует навести правоприменительный порядок.


Безумство диггеров

Всю страну потрясла трагедия, произошедшая в минувшее воскресенье в Москве: во главе с экскурсоводом группа из восьми человек, включая подростков, спустилась в канализационный коллектор в центре столицы на подземную экскурсию вдоль устья Неглинки. Начался сильный ливень, о котором МЧС и городские службы предупреждали заранее, люди не смогли выбраться из подземелья и погибли. 

Главным последствием страшной трагедии должно стать наведение порядка в сфере правоприменения по подобным нарушениям. Люди обязаны быть полностью информированными о мере ответственности, которая грозит за такой поступок: заплатит ли он административный штраф, или, переступив границу коллектора, получит уголовное дело автоматически, даже если во время так называемой экскурсии никто не пострадал.

По мнению экспертов РАПСИ, ужесточение наказания за проникновения в московские подземелья неизбежно – и последствия трагедии, и сегодняшняя ситуация в стране в целом, и примеры беззаветной глупости тех, кто, наплевав на все нормы безопасности, проводит экстремальные экскурсии, требуют изменения характера правоприменения на уголовный.

Подземные коллекторы – не самая чистая и приятная часть системы большого города: кроме канализационных стоков там скапливается вся грязь, оседающая на земле мегаполиса. Можно сколь угодно пенять региональным властям на то, что посторонние легко попадают в коллекторы, но факт остается фактом: полностью закрыть все московские коллекторы невозможно, это нарушит работу очистной системы большого города, приведет к коммунальным катаклизмам. 

Подземные коллекторы открыты практически во всех больших городах мира. Сделать пост Росгвардии на каждом коллекторе или установить камеры невозможно: никаких ресурсов не хватит. Эксперименты с установкой внутренних решеток в СССР привели к катастрофическим засорам.

Вместо железных препятствий в современном мире должны быть железные аргументы, которые не позволят самым отчаянным людям преступать некие границы. Расследование данного дела призвано установить их. Организаторы трагедии, после того как их вина будет доказана, получат немалые сроки, что послужит последним предупреждением для последующих экстремалов. Экскурсовод, который повел группу людей в подземную могилу накануне ливня, о котором все прекрасно знали, получит посмертное уголовное наказание. И это можно будет считать правовым прецедентом, пусть даже официально таковой в нашей судебно-правовой модели не предусмотрен. 

Ответственность для диггеров: от проникновения до незаконного доступа к гостайне 

Экскурсии по московским водосточным коллекторам строго запрещены, заявили в пресс-службе департамента жилищно-коммунального хозяйства столицы.

«Любые публикации в сети Интернет о возможности посещения водосточных коллекторов в составе экскурсионных групп являются недостоверной информацией, вводящей в заблуждение пользователей, а оказание подобных услуг квалифицируется как уголовно наказуемое деяние», – заявили в пресс-службе департамента.

Тезис подтверждают эксперты РАПСИ. Более того, по мнению представителей юридического сообщества, правоприменение за подобные деяния может приобрести уголовный контекст, тогда как раньше нарушители отделывались административными мерами. 

«Мы имеем дело с преступлением. Экскурсия проходила 20 августа, когда в Москве шел сильный ливень, из-за чего резко поднялся уровень воды, и коллекторы затопило. В числе жертв две 15-летние девушки и 17-летний парень. Возбуждено дело по ч. 3 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц). Максимальное наказание по данной статье – лишение свободы на срок до 10 лет. Инструктор-проводник – лицо, прошедшее аттестацию, сопровождающее туристов (экскурсантов) и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов, требующих специального сопровождения, должен был иметь аттестацию, условия которой предусмотрены в статье 4.5. 132 ФЗ «Об основах туристской деятельности», - отметила в разговоре с РАПСИ юрист Светлана Тетерникова.

По мнению эксперта, сегодня требуется прийти к единству правоприменения и в ответственности за проникновение в коллекторы – в каком случае применяется статья КоАП*, а когда деяние может быть квалифицировано в соответствии со статьей 215.4 УК РФ (незаконное проникновение на охраняемый объект). 

Статья 215.4 УК РФ вступила в силу в 2016 году и даже была негласно прозвана «антидиггерской». Согласно ей, неоднократное посещение подземного охраняемого объекта наказывается штрафом до 500 тыс. руб., либо лишением свободы до двух лет. А если диггер осуществлял вылазку с группой, или если это было сопряжено с угрозой разглашения государственной тайны, то срок лишения свободы может доходить до четырёх лет, а штраф - до 700 тыс. руб.

Согласно статье 20.17 КоАП, самовольное проникновение на подземный охраняемый объект наказывается штрафом в размере от 75 тыс. до 200 тыс. руб.

«Раньше за всё это наказывали смехотворными штрафами в 300-500 руб., соответственно, любители подземных пространств бравировали своими похождениями и активно выкладывали их в Интернет, но 11 апреля 2017 года Верховный суд РФ оставил в силе вынесенный ранее диггерам приговор суда первой инстанции. Пятеро подземных путешественников получили условные сроки, а один ранее судимый – пять лет колонии строгого режима», - поясняет Тетерникова. 

Ответственность может быть еще серьезнее: по мнению эксперта, правоохранительные органы могут квалифицировать проникновение на охраняемый подземный объект и по более тяжкой статье УК РФ 283.1. Она устанавливает ответственность за получение сведений, составляющих государственную тайну, путем похищения, обмана, шантажа, принуждения, угрозы применения насилия либо иным незаконным способом. Кто знает, зачем человек в действительности спустился под землю и какими намерениями он преисполнен? Как говорится, следствие разберется. 

По мнению Тетерниковой, разобраться в целом следует с регулированием туристической деятельности, особенно в экстремальных и специфических форматах: раз уж они так востребованы среди граждан. Правовая база для этого существует – Закон №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности» и Постановление Правительства РФ от 1 июня 2022 г. №1003 «Об утверждении Положения об аттестации инструкторов-проводников» (с изменениями и дополнениями), но необходимо дополнительно проработать вопрос об аттестации экскурсоводов: сейчас, на фоне отсрочек в аттестации, которые предоставляет закон, существует некоторая правовая неопределенность.

Экскурсия должна иметь официальный статус

Эксперт РАПСИ Александр Зорин подчеркивает: такая подземная «прогулка» по закону не могла считаться экскурсией, так как официально маршрута по подземным коллекторам не существует. 

«Рассматривая в правовой плоскости трагическую ситуацию с массовой гибелью людей на незаконной экскурсии в подземном коллекторе реки Неглинной, следует отметить незаконность и общественная опасность проведения этой так называемой экскурсии, ответственность за которую должна ложиться на ее организаторов и непосредственных исполнителей, поскольку официально такого туристического маршрута как спуск по коллектору не существует, участники прогулки не признавались туристами (экскурсантами) и рассчитывать на помощь спасателей, установленную ст. 15 Федерального закона от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 24.01.1998 №83 «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов», не могли.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», «ГОСТ 32611–2014. Межгосударственный стандарт. Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов» (введен в действие Приказом Росстандарта от 26.03.2014 №228-ст) туристские услуги и условия их предоставления должны быть безопасными для жизни, здоровья и имущества туристов и окружающей среды в соответствии с нормативными правовыми актами. Согласно части 4 статьи 4.5 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Распоряжением Правительства РФ от 05.04.2022 №744-р были утверждены перечни видов туристских маршрутов, требующих сопровождения инструктором-проводником, категорий их сложности и критериев отнесения туристского маршрута к соответствующей категории сложности, в том числе с учетом обеспечения безопасности туристов, к которым спуски в коллекторы не относятся, а сам сопровождающий, очевидно, не был аттестованным гидом-проводником, как этого требует закон.

Значит, продавая опасную экскурсию, ее организаторы нарушили требования Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», не являлись туроператорами и лишили погибших покупателей статуса туриста (экскурсанта), на которого должны были распространяться требования безопасности, сопровождения аттестованным гидом-проводником и помощь экстренных государственных служб. А ведь именно государственные службы уполномочены предварительно определять безопасность прохода на том или ином туристическом маршруте», - поясняет Зорин. 

В этой связи Следственный комитет уже отрабатывает данное направление привлечения к уголовной ответственности обвиняемых лиц по ч. 3 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц). Санкция этой статьи предусматривает наказание для виновных до 10 лет лишения свободы.

«Хотелось бы призвать граждан обезопасить себя от повторения подобных инцидентов и здраво оценивать риски экстремальных мероприятий, понимая что если экскурсию продает не туроператор (турагент), а рядом с ними не аттестованный инструктор-проводник с нагрудной идентификационной карточкой (форма утв. Приказ Ростуризма от 29.04.2022 №168-Пр-22), то в случае нештатной ситуации – никто не спасет, не поможет, деньги не вернет и страховку не выплатит. Кроме того, в контексте высоких рисков террористических угроз в Москве стоит помнить, что соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ их права в доступе на режимные объекты обоснованно ограничены федеральными законами и существует реальный риск привлечения участников (черных экскурсантов) к ответственности* за подобные действия», - отметил адвокат Александр Зорин. 

Кто ответственен за коллектор

По мнению адвоката, на фоне трагедии нельзя не отметить невыполнение московскими властями задокументированных требований безопасности подземных сооружений.

«Правовое регулирование безопасности подземных коллекторов достаточно полно регламентировано Правительством Москвы, которым был принят ряд постановлений по вопросам содержания, защиты и сохранности подземных коллекторов, инженерных коммуникаций и сооружений: от 03.05.95 №394 «О мерах по обеспечению безопасности подземных коммуникационных коллекторов», от 17.09.96 №788 «О мерах правовой защиты подземных коммуникационных коллекторов», от 04.02.97 №55 «О неотложных мерах по защите и сохранности подземных коллекторов, инженерных коммуникаций и сооружений» и от 03.02.98 №85 «О дополнительных мерах по обеспечению надлежащего содержания коммуникационных коллекторов в Москве», Распоряжение Мэра Москвы от 06.07.1998 №681-РМ «О неудовлетворительном выполнении ряда постановлений Правительства Москвы по вопросам содержания, защиты и сохранности подземных коллекторов, инженерных коммуникаций и сооружений».

Согласно этим документам, предусмотрено выполнение мероприятий по защите коллекторов и их наружных сооружений от проникновения посторонних лиц, создание в составе Объединения административно-технических инспекций отдела по контролю за соблюдением Правил защиты и сохранности подземных коллекторов, инженерных коммуникаций и сооружений, в месячный срок разработать и поэтапно внедрить типовые проекты защитно-охранной и противопожарной сигнализации на подведомственных объектах, в целях обеспечения безопасности функционирования коммуникационных коллекторов обязать владельцев коммуникаций и подрядные организации, проводящие в них работы, заключать договоры на услуги по эксплуатации коллекторов до начала эксплуатации и проведения работ в коллекторах.

Таким образом, правовое обеспечение безопасности подземных коллекторов сформировано давно, соответственно, возникают вопросы об их несоблюдении должностными лицами ГУП «Мосводосток», АО «Москоллектор», Объединения административно-технических инспекций города Москвы», - подытожил Зорин. 

По мнению эксперта, в целях усиления контртеррористической защищенности населения необходимо принятие комплекса мер по защите стратегически важных объектов инфраструктуры и особенно подземных и подводных сооружений (включая коллекторы), таких как транспортные и гидротехнические тоннели, метрополитен, подземные электростанции, емкости для хранения воды, отходов, подводные переходы, части гидротехнических сооружений, военные объекты. 

Учитывая современный уровень видеонаблюдения и сигнализации, сделать это технически возможно. Кроме того, необходимо указание силам полиции и Росгвардии о проведении особого мониторинга наружного наблюдения за скоплениями людей у люков, провести мониторинг незаконных предложений услуг под видом туристических. 


*СПРАВКА РАПСИ

Ответственность за проникновение в подземный коллектор: 

• Штраф в размере от 3 тыс. руб. до 5 тыс. руб. с конфискацией орудия совершения административного правонарушения (статья 20.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ «Нарушение пропускного режима охраняемого объекта», часть 1);

• Штраф в размере от 75 тыс. до 200 тыс. руб. с конфискацией орудия совершения административного правонарушения, либо административный арест на срок до 15 суток (статья 20.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ «Нарушение пропускного режима охраняемого объекта», часть 3)

• Штраф до 500 тыс. руб. либо лишение свободы на срок до двух лет (статья 215.4 УК РФ «Незаконное проникновение на охраняемый объект», часть 1)

• Штраф до 700 тыс. руб. либо лишение свободы на срок до четырех лет (статья 215.4 УК РФ «Незаконное проникновение на охраняемый объект», часть 2 - если деяние совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой и сопряжено с умышленным созданием угрозы распространения сведений, составляющих государственную тайну).