Царствование Анны Иоанновны (1730-1740) вошло в историю под названием периода «бироновщины». В действительности это несколько шовинистское и мизогинное определение далеко от истины. О начале периода полноценного и успешного правления Россией женщинами рассказывает в тридцать первом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.
Фаворит императрицы Эрнст Иоганн Бирон был при Анне ближайшим советником еще в Курляндии. Став императрицей, Анна Иоанновна назначила Бирона на придворную должность обер-камергера. Затем он стал герцогом Курляндии, которой управлял, находясь в Санкт-Петербурге.
На наш взгляд, слухи об огромном влиянии Бирона на императрицу несколько преувеличены. Дело в том, что в качестве исторических источников об этом периоде в распоряжении историков оказались прежде всего тенденциозные свидетельства других царедворцев, соперничавших с Бироном за влияние на императрицу. На самом деле Бирон не был замечен в прямом вмешательстве в государственное управление, довольствуясь положением приближенного советчика Анны Иоанновны.
Также преувеличением можно считать утверждение о «немецком засилье» во власти. Действительно, немцев в правительственных структурах было не мало, но, во-первых, это не «заслуга» Бирона или Анны Иоанновны, а наследие Петра I (иностранцев при нем в армии и правительстве было даже больше, чем в период «бироновщины). Так, удельный вес генералов-иностранцев в русской армии до Анны составлял 58%, а при ней в 1738 году сократился до 51%.
А во-вторых, никакой сплоченной «немецкой партии» при дворе не существовало: немцы здесь люто враждовали друг с другом. Так, Бирон и Остерман со временем выжили из столицы фельдмаршала Миниха и Левенвольде, а сами способствовали продвижению наверх многих русских государственных деятелей. А позднее сместить Бирона как регента предложит именно Миних, который и явится в его спальню для ареста временщика.
Большинство сенаторов и министров были русскими по национальности. А итоги деятельности Андрея Ивановича Остермана – верного соратника Петра I – и Христофора Антоновича Миниха, по единодушному заключению исследователей, заслуживают исключительно высоких оценок.
Они очень много сделали для государственного и военного строительства России. Именно Миних отменил двойное жалование иностранным офицерам, уравняв их в этом отношении с русскими офицерами, а затем Миних вообще запретил принимать на военную службу иностранцев.
В литературе часто в центре внимания оказывались описания отрицательных личных качеств Анны Иоанновны. Она, действительно, была падкой до развлечений, на которые уходило много денег. Однако в годы ее царствования, благодаря усилиям патриотически настроенных государственных деятелей, были достигнуты и значительные позитивные результаты.
В числе важных реформ стоит назвать восстановление в прежнем статусе Сената и учреждение кабинета министров. Было облегчено податное бремя для крестьян, а сроки службы дворян сокращены. Проведены были работы по усовершенствованию законодательства.
Отдельного упоминания заслуживает именной указ императрицы о «Правосудии» с говорящим названием: «О решении дел судьями по чистой совести, согласно с данною присягою, несмотря на лица сильных».
Большое внимание было уделено проблемам состояния армии. А что касается заброшенного с петровских времен морского флота, то здесь была проведена серьезная реформа.
В связи с этим значительно увеличено было финансирование самого флота, а в области кораблестроения состоялся настоящий рывок. Были созданы новые крупнейшие верфи в Архангельске и на Соломбале. Ежегодно стали закладываться в большом числе новые корабли. «На поток» было поставлено строительство 66-пушечных и 74-пушечных кораблей.
Балтийский флот снова стал выходить в море для учений. В ходе военных действий в 1736-1738 годах были взяты крепость Азов и Очаков, было разгромлено Крымское ханство.
Перед своей кончиной в 1740 году Анна Иоанновна назначила себе преемника. Им стал сын её племянницы Анны Леопольдовны – дочери старшей сестры Екатерины Иоанновны. Уж очень хотелось Анне Иоанновне оставить престол потомкам своего отца – царя Ивана V, а не потомкам Петра I.
У двухмесячного Иоанна Антоновича отцом был герцог Брауншвейгский – Антон-Ульрих. Согласно завещанию Анны Иоанновны, регентом при малолетнем императоре был назначен Бирон.
Однако уже через три недели случился мини-переворот: Бирон был арестован, а регентом стала мать императора Анна Леопольдовна. Но и ее регентство продлилось не долго – чуть более года.
Авторитетом эта правительница не пользовалась ни в обществе, ни в гвардии. И свергнуть ее не составило большого труда и жертв. Это легко сделали сторонники продолжения петровского курса, приведя к власти дочь Петра I в ноябре 1741 года с помощью всего одной роты гвардейцев Преображенского полка.
Елизавета Петровна сразу по воцарению и затем неоднократно заявляла, что она намерена продолжать во всем политику Петра Великого. Можно считать, что ей это в основном удалось сделать. Инициатором и автором начавшихся реформ был Петр Шувалов.
В 1753 году по указу императрицы были отменены внутренние таможенные сборы. Это привело к значительному росту торговли. Были предприняты шаги по содействию развития промышленности. Появились крупные горные и производственные центры: Гороблагодатские и Камские заводы.
Для обеспечения заводов рабочей силой к горнозаводским предприятиям Урала были окончательно прикреплены посессионные крестьяне. Были учреждены первые российские банки: Дворянский, Купеческий и Медный.
По указу Елизаветы 1746 года землей с крепостными крестьянами могли владеть только дворяне. Были проведены Генеральное межевание земель и перепись податного населения.
С 1760 года помещики получали право ссылать своих крепостных крестьян в Сибирь с зачетом их вместо рекрутов. Это привело к сельскохозяйственному освоению регионов Западной Сибири, расположенных вдоль Сибирского тракта.
В 1732 году был создан Сухопутный шляхетский корпус для подготовки офицеров, и теперь Россия сама себя обеспечивала военными специалистами, окончательно прекратив приглашать на службу иностранцев. Во время правления Елизаветы Петровны смертная казнь в России не применялась.
Так как у Елизаветы детей не было, она решила сохранить престол за потомками своего отца Петра I и назначила своим преемником племянника – сына сестры Анны Петровны.
А Анна Петровна была женой герцога Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского. В 1728 году у нее в городе Киле родился сын Карл Петер Ульрих. Родители мальчика рано умерли, и его в 1742 году забрала к себе Елизавета.
Таким образом, все условия петровского указа о престолонаследии были соблюдены и, казалось бы, всё дальше последует по закону. Но эпоха дворцовых переворотов еще не закончилась.
Продолжение читайте на сайте 13 июня