Заморозка, изъятие и прямой отъем: отчуждения активов России за рубежом, равно как и активов некоторых частных лиц с российским паспортом, проводятся не только без убедительной правовой базы, но и вопреки логике и здравому смыслу, следуя лишь принципу хаотичной избирательности.


Минувшую неделю информационное сообщество изобиловало новостями, повествующими о планах Евросоюза и отдельных европейских стран относительно того, как они собираются потратить активы Российской Федерации за границей, замороженные после начала специальной военной операции. С правовыми оправданиями для такой экспроприации они еще не определились: во всяком случае, заявления ньюсмейкеров разнятся. Понятно одно — что собираются делать с отобранными средствами в нынешней геополитической ситуации: передать Украине. 

Примечательно, что, кажется, не все из официальных лиц понимают разницу между двумя принципиально разными процессами: блокировкой российских активов — процессом крайне спорным, но так или иначе имеющим правовые коннотации, и, собственно, передачей активов другому государству — решением, которое своей правовой беспардонностью шокировало юридическое сообщество и не только российское. 

РАПСИ разбиралось в вопросах правовых оснований для конфискации государственных и частных российских активов, а также рассмотрело практику по изъятию активов у частных лиц, связанных с Россией.

Почему активы оказались за рубежом? 

12 мая ленты информационных агентств наводнили новости с заголовком о том, что Бельгия передаст 92 миллиона евро, конфискованных у России активов, Киеву. Но все оказалось не так сенсационно — речь шла о передаче Королевством Украине своих налоговых поступлений от замороженных российских финансовых активов. Громкие заявления иностранных политиков о том, что они конфискуют активы Центрального банка (ЦБ) РФ и передадут их Украине, пока остаются только на уровне риторики.

На сегодняшний день Россия является мировым лидером по количеству введенных в отношении нее санкций. Подобное давление беспрецедентно в мировой истории. Введенные запреты и ограничения исчисляются тысячами, однако наибольший интерес на сегодняшний день представляют угрозы европейских и американских политиков экспроприировать государственные активы России.

Однако прежде чем говорить об экспроприации, вспомним о том, как вообще активы ЦБ РФ оказались в руках западных партнеров.

В марте 2022 года, после блокирования активов ЦБ РФ на Западе и в США, Центробанк РФ был вынужден объясниться, почему же вообще хранил золотовалютные резервы не внутри страны. Как следует из официально представленной информации, золотовалютные резервы прежде всего являются инструментом, за счет которого ЦБ может защищать экономику от внешних кризисов. 

В своей политике ЦБ учитывает два возможных вида кризисов: геополитический и финансовый. Эти кризисы требуют абсолютно разной реакции, так как по-разному влияют на экономику. Если для преодоления геополитического кризиса важно держать свои резервы при себе, то финансовый кризис требует обратной реакции — нужны резервы в валютах стран, с которыми Россия ведет активную торговлю и в которых номинированы долги компаний, банков и государства. Именно поэтому часть золотовалютного резерва необходимо было размещать за рубежом. 

Проблемы с активами ЦБ РФ начались 28 февраля 2022 года — с опубликования в официальном журнале Европейского союза COUNCIL REGULATION (EU) 2022/334. Согласно данному документу, Совет Евросоюза запретил операции, связанные с управлением резервами, а также активами Центрального банка России, в том числе операции с любым юридическим лицом, организацией или органом, действующим от имени или по указанию ЦБ РФ. Исключение оставили только для транзакций, которые необходимы для финансовой стабильности Евросоюза или входящих в него стран.

В преамбуле COUNCIL REGULATION (EU) 2022/334 Совет Евросоюза сослался на ст. 215 Договора о функционировании Европейского Союза, которая гласит в том числе следующее: «когда это предусмотрено решением, принятым в соответствии с главой 2 раздела V Договора о Европейском Союзе, Совет, согласно указанной в параграфе 1 процедуре, может принимать ограничительные меры против физических или юридических лиц, групп или негосударственных образований». 

То есть статья, на которую ссылается западный законодатель как на обоснование вводимых им ограничений, ничего не говорит о возможности заморозки, ограничения или изъятия активов иностранного государства.

Согласно параграфу 1 ст. 42 главы 2 раздела V Договора о Европейском Союзе общая политика безопасности и обороны является составной частью общей внешней политики и политики безопасности. Она обеспечивает Союзу способность к оперативным действиям, опирающуюся на гражданские и военные средства. 

Союз может прибегать к данным средствам при осуществлении миссий за его пределами с целью обеспечить поддержание мира, предотвращение конфликтов и укрепление международной безопасности в соответствии с принципами Устава ООН. 

В ст. 43 этого же документа указывается, что «предусмотренные в параграфе 1 статьи 42 миссии, в рамках которых Союз может прибегать к гражданским и военным средствам, включают: совместные операции по разоружению; гуманитарные миссии и миссии по эвакуации; миссии, связанные с предоставлением советов и содействия в военной сфере; миссии по предотвращению конфликтов и поддержанию мира; миссии боевых подразделений по урегулированию кризисов, в том числе миссии по восстановлению мира и стабилизационные операции по окончании конфликтов». 

Нет ни слова о возможности применения ограничений или изъятия имущества третьих стран. В некоторых случаях Совет Европы может поручить реализацию некоторых мер отдельным государствам-членам, но опять же это не касается ограничений прав владения или распоряжения средствами третьих стран в финансовых учреждениях стран-членов.

«Заморозка» активов ЦБ РФ в США осуществлялась на основании Приказа президента США №14024 от 15.04.2021 г. (блокирование имущества в связи с указанной опасной зарубежной деятельностью правительства РФ). Право издавать такие приказы президент США получает на основании раздела 50 Акта об экономических полномочиях в связи с международным чрезвычайным положением, 1977 года. 

Согласно этому акту, если президент объявит чрезвычайное положение в стране в связи с любой необычной и чрезвычайной угрозой для национальной безопасности, внешней политики или экономики США, источник которой полностью или по большей части находится за пределами Соединенных Штатов, президент получает широкие полномочия для ее устранения, в том числе право блокировать транзакции и замораживать активы.

Во исполнение данного Указа президента США Управление контроля за иностранными активами вынесло директиву № 4, согласно которой запрещаются любые операции с участием ЦБ РФ, Национального Фонда благосостояния РФ или Министерства финансов РФ, включая любую передачу активов таким организациям или любой обмен иностранной валюты, сделки для или от имени таких лиц.

Таким образом, на март 2022 года, со слов министра финансов Антона Силуанова, сказанных им в эфире канала «Россия 1», 300 млрд долл. резервов теперь находятся в состоянии, в котором Россия не может их использовать.

Ищут давно, но не могут найти

Заморозка активов центральных банков дело в целом не новое. Ранее под санкции уже попадали центробанки Ирана, Сирии, Афганистана, Венесуэлы. А вот разговоры именно о конфискации активов России — абсолютно новая страница санкционной борьбы с неугодными государствами, ведь одно дело, когда деньги есть, но ты не можешь ими пользоваться, и совсем другое — когда твои деньги раздают третьим лицам.

Мысли о том, что «взять все, да и поделить», а точнее — отдать активы ЦБ РФ Украине, возникли у США и Запада еще в прошлом году, однако до настоящего момента фактических движений в этом направлении нет. В новостных лентах перемежаются противоречащие новости то о том, что способ конфисковать активы ЦБ РФ найден, то о том, что правовых оснований для такого изъятия не находится.

В ноябре 2022 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, предусматривающую создание механизма, который обеспечит возмещение Украине ущерба, нанесенного в результате СВО. За принятие резолюции проголосовали 94 государства, еще 14 голосовали против и 73 воздержались от принятия решения. 

Вместе с тем, нужно помнить, что решения Генассамблеи не являются юридически обязывающими документами, поэтому говорить о резолюции как о некой правовой базе для процесса экспроприации не приходится.

«С юридической точки зрения положения проекта не выдерживают никакой критики, являются юридически ничтожными и попыткой легализовать не легализуемое с точки зрения действующего международного права», — так определил данный документ Постпред России при ООН Василий Небензя. 

Об отсутствии законодательной базы для конфискации активов ЦБ говорят и другие государственные деятели РФ. 

«Никаких правовых оснований у Запада нет для того, чтобы конфисковать собственность и имущество российских граждан или российские резервы, которые хранятся в долларовой юрисдикции, в европейских юрисдикциях. Речь идет давно об этом, по сути дела, с весны прошлого года. Почти год уже Соединенные Штаты и европейцы рассуждают о том, как было бы хорошо передать российские активы государственные или частных лиц на восстановление Украины, на помощь Украине. Но пока никакой юридически значимой, какой-то более или менее удобоваримой юридической схемы, как можно это конфисковать и передать, не нашли ни США, ни европейцы», — сказал Андрей Клишас в эфире своей авторской программы на радио Sputnik. 

Прежде всего процессу отъема денег «в пользу бедных» претит международный принцип государственного иммунитета, в соответствии с которым государство пользуется иммунитетом, в отношении себя и своей собственности, от юрисдикции судов другого государства. 

Со стороны Киева уже звучало предложение создать международный документ, который лишил бы ЦБ РФ соответствующего иммунитета, однако и США, и Запад прекрасно понимают, что такой шаг является опасным международным прецедентом, который не только рискует вернуться к ним бумерангом, но и повлечь за собой другие неблагоприятные для экономик США и Запада последствия.

Отсутствие соответствующей правовой базы ярче всего демонстрируется поведением самого Запада и США. Не возникает никаких сомнений относительно того, что найдись хоть один укладывающийся в правовые рамки повод конфисковать российские активы, это было бы сделано немедленно. Однако, как мы видим, пока дело не идет дальше обсуждения и громких высказываний.

Вместе с тем, отсутствие правовой базы для конфискации активов России и передачи их Украине вовсе не говорит о том, что такой сценарий нереализуем — нормы международного права, как показывает практика, флексибельны в руках политиков. Однако это не означает, что такие действия США и Запада останутся безнаказанными. 

«Если дело дойдет до реальных изъятий активов россиян или наших государственных резервов, то Россия предпримет соответствующие меры в ответ», — предупреждала еще в прошлом году официальный представитель МИД России Мария Захарова. 

При реализации сценария с конфискацией российских активов, помимо реакций России, Европа и США также столкнется и с последствиями в виде потери репутации как надежной площадки для инвестиций и привлекательной юрисдикции для ведения бизнеса — этот фактор российские инвесторы уже на сегодняшний день называют основным побочным действием кампании по блокировке российских активов. 

В этой связи интересно посмотреть, как западные чиновники работают с блокировками активов частных лиц. Здесь, как и следовало ожидать — решение, принятое по политическим мотивам, не может быть правовым, а неправовая мера не может быть логичной и последовательной.

Если кратко: все очень непредсказуемо. Подробнее читайте в продолжении нашего материала на сайте РАПСИ