Превращение России из сословно-представительной монархии в абсолютную, кроме основных преобразований в государственном управлении, потребовало и других реформ, соответствующих новому облику государства. О законотворчестве Петра I, превратившем Россию в современное прогрессивное государство – в двадцать седьмом материале тематического цикла юриста, кандидата исторических наук, депутата Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.


В начальном периоде реформирования заметны поспешность и бессистемность в принятии правовых решений. Петр I оперативно выпускал указы, что называется, по мере надобности. Шла Северная война и для победы в ней царь быстро устранял препятствия в деле обеспечения войск пополнением и всем необходимым. В дальнейшем ход реформ приобретает взвешенность и системность.

Однако, несмотря на указанную торопливость в законотворчестве, все принятые Петром законы в совокупности выглядят вполне логичными и обоснованными. Они, действительно, отвечали вызовам времени.

Азовские походы с 1696 года и длительная Северная война (1700-1721 гг.) потребовали увеличения армии. Для этого Петром в 1705 году был введен новый способ комплектования войск в виде рекрутской повинности. 

Для крестьян эта повинность была не личной, а общинной: власти давали распоряжение в адрес общины с требованием выставить определенное число рекрутов в возрасте от 20 до 35 лет. И община сама решала, кто пойдет в солдаты. Срок службы был пожизненный. 

Результатом этой реформы стало увеличение армии с 40 тыс. солдат до 113 тыс. в 1708 году. К концу царствования Петра I численность сухопутной армии достигла 210 тыс. человек.

Большой помехой в комплектовании армии и госаппарата оставались пережитки местничества. В армии во время войны это приводило к потерям и поражениям. 

Дело в том, что все высшие воинские чины занимали по традиции родовитые бояре даже если они по своим способностям и образованности были совершенно не готовы к роли главнокомандующих. А в свою очередь талантливый полководец никогда не мог достичь высоких постов если его род не был в числе самых древних. Такое же положение сохранялось и на гражданской службе. 

Местничество было формально ликвидировано еще до Петра I, но только при его царствовании оно было искоренено на практике. А вместо принципа местничества Петр I ввел в 1722 году «Табель о рангах», согласно которой каждый человек, независимо от происхождения и родовитости, должен был начинать государственную службу (военную или гражданскую) с низшего 14-го чина. А продвижение к более высоким чинам полностью зависело от способностей и усердия служащего. 

Такой порядок позволял достойным и талантливым людям даже из простолюдинов выдвинуться на высокие должности, что и наблюдалось довольно часто в петровское время. Поступив на государственную службу и получив чин XIV класса, чиновник становился личным дворянином, а дослужившийся до VIII класса получал потомственное дворянство. Сейчас бы мы этот порядок назвали «социальным лифтом».

С 1701 года Петр I, остро нуждаясь в росте числа офицеров и чиновников, вводит обязательную пожизненную государственную службу для дворян. Однако под разными предлогами дворяне пытаются уклониться от службы. 

Тогда на свет в 1714 году появляется Указ о единонаследии, согласно которому помещик не мог делить свои земельные владения между сыновьями, а обязан был передать по наследству все имение целиком одному из сыновей. Такое положение, по замыслу Петра I, должно было заставить других сыновей, не получивших землю, поступать на гражданскую или военную службу. 

В этом же законе окончательно стираются различия между вотчиной и поместьем. Кстати, в данном документе впервые употребляется термин «недвижимое имущество», под которым и понималась наследуемая земля и постройки в помещичьем имении. 

В целях решения «кадрового вопроса» Петр I и с духовенством поступает подобным образом, понуждая их, как и дворян, идти на государеву службу. Так, только младший сын священника мог получить духовный сан, остальные же сыновья для пропитания своего должны были поступать на службу в гражданские ведомства или в армию. 

Создание большой регулярной армии и огромного бюрократического аппарата, а также строительство флота потребовало существенного увеличение расходов для казны. Это обстоятельство тоже вполне логично потребовало финансовой реформы и изменений в налоговой системе. 

Ранее в России существовало подворное обложение, т.е. налог платился в буквальном смысле с одного двора, и его иногда называли «налогом на ворота». Однако крестьяне быстро сообразили, что есть смысл не отселять своих взрослых женившихся сыновей, а ставить для их новых семей дом в пределах отцовского двора. Соответственно, за одним забором и за одними воротами могло стоять несколько домов, проживать несколько семей, а платили они подати как за один двор. Эта хитрость и приводила к оскудению казны.

Петр I нашел способ преодоления этой крестьянской уловки: он ввел с 1718 года подушное обложение, проведя перепись населения. После переписи был проведен подсчет размеров подушной подати: сумма, необходимая на содержание армии и флота была разделена на число податных мужских душ – 5 967 313 человек. 

На каждого помещичьего крестьянина пришлось 74 копейки в год, а на государственного крестьянина - 1 рубль 14 копеек. Разница в 40 копеек объясняется тем, что государственные крестьяне не платили оброк помещику, который приблизительно был не менее 40 копеек. 

Городское население платило по 1 рублю 20 копеек. Податные души числились таковыми вплоть до новой ревизии, и на них начислялись налоги даже если они уже умерли несколько лет назад. Их так и называли в обиходе – «мертвые души».

С помощью податной реформы Петру удалось собрать необходимые для других преобразований средства. Так, в 1710 году доходы казны составляли 3 млн. 134 тыс. рублей, а в 1725 году они достигли 10 млн. 187 тысяч рублей.

Областная реформа также была вызвана необходимостью лучшего обеспечения армии рекрутами и продовольствием. Она была проведена в два этапа: в 1708-1711 гг. и в 1719-1720 гг. 

Страна была разделена на 8 губерний: Московскую, Ингерманландскую (позднее Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Кстати, Московская губерния давала более трети сборов в казну. 

Во главе губерний были губернаторы, наделенные всей полнотой судебной и административной власти. Губернии делились на провинции во главе с воеводами, всего было образовано 50 провинций.

Петром I были проведены и другие прогрессивные преобразования, среди которых надо назвать судебную и вероисповедную реформы. Так, согласно последней, прекратились суровые гонения на старообрядцев, которые ранее подлежали сожжению на костре. «Раскольникам» разрешалось оставаться при своей вере, но они должны были подчиняться государственной власти и уплачивать двойной налог.

Таким образом, реформы Петра I были действенным способом решения назревших проблем в стране. Они во многом модернизировали государство и были весьма своевременными, а в ходе некоторых преобразований, по мнению отдельных историков, Петр даже опередил свое время.

Продолжение читайте на сайте 16 мая