РАПСИ начинает цикл материалов, посвященных диагностированию актуального состояния адвокатского сообщества. 

На протяжении полугода мы изучали внутрикорпоративные споры и статусные претензии к деятельности адвокатов. На основании выявленных тенденций и лейтмотивов были определены ключевые проблемные вопросы, требующие разъяснения во избежание кризиса профессии в современных условиях. 

В каждом материале будет актуализирована дефиниция между профессионалами и теми, кто паразитирует на статусе адвоката, либо имитирует их деятельность. Первый материал посвящен проблеме поощрения нарушения ст. 59 Конституции РФ, мимикрии разного рода противоправных деяний под осуществление адвокатской консультации призывникам.


Ежегодно Роскомнадзор блокирует в среднем 100-150 сайтов, предлагающих молодым людям помощь в уклонении от призыва на военную службу. Чаще всего такого рода услуги в объявлениях именуются адвокатскими. В действительности они бывают четырех совершенно разных типов. 

«Диверсанты» 

Это новое явление распространилось в русскоязычных Телеграм-каналах, публиках соцсетей и других сегментах Рунета после начала СВО. Данный факт, а также характерные признаки модели его распространения в сети доказывают, что оно функционирует по законам информационного оружия, целенаправленно внедряемой пропаганды и не имеет практически никакого отношения к юридическому сообществу. 

Речь идет об околоэкстремистской агитации в интернете под видом помощи в уклонении от призыва на военную службу. Имитируя адвокатские и правовые консультации, такие «диверсанты» (использование этого термина корректно, поскольку мы наблюдаем попытку подорвать действие российских законов и правового пространства) фактически ведут пропагандистскую деятельность, запугивая призывников, распространяя клеветнические сведения о российской армии и срочной службе, фактически дискредитируя конституционную обязанность граждан (ст. 59) и в целом – патриотизм, национальную идею и ключевую основу государственности России, согласно утверждению президента. 

Особенно активно это явление получило развитие в Телеграм. В последнее время внимание общественности привлекла активность таких каналов, как «Идите лесом», «Военный омбудсмен», «Школа призывника». Симптоматично, что все они в той или иной степени связаны с людьми, признанными иноагентами (называющая себя правозащитной организация, ведущая канал «Школа призывника», на днях получила соответствующий статус от Минюста), финансируемые иностранными государствами с помощью грантов и серых схем.

«Способы предлагаются разные — от юридических лазеек до укрывательства уклонистов и их вывоз из России. В боте обратной связи граждан просят присылать документы и иные сведения, относящиеся к армии и воинскому призыву... Все это является незаконной деятельностью, призывом к преступлению и соучастием. Помимо этого, проект («Идите лесом» - прим. ред.) проводит стримы с агентурой адвоката Ивана Павлова, который известен своей работой в интересах США», - пишет в своем канале юрист, экс-член Общественной палаты Илья Ремесло. 

Правовая помощь

Ключевое отличие такого рода «правозащитников» от настоящих, а также профессиональных адвокатов в том, что последние никогда не станут призывать граждан саботировать свой конституционный долг. Если гражданин не может пройти срочную военную службу по состоянию здоровья или другим законным причинам, адвокаты могут минимизировать его стресс при сборе и подаче нужных документов. На официальном сайте Адвокатской палаты города Москвы опубликован и регулярно обновляется список адвокатов, заявивших о готовности оказывать такую юридическую помощь. Те, кто не указан в нем с большой долей вероятности являются мошенниками. 

Никакой адвокат не будет навязывать клиенту свое мнение об армии и тем более поощрять любое нарушение закона. В теории адвокаты могут мотивировать врачей (например, напоминанием о профессиональных обязанностях последних) описать имеющуюся у их клиента болезнь, это не будет фальсификацией. 

Коррупция

Но бывает, конечно, что речь идет все же о настоящей фальсификации. Если врач выписывает справку на несуществующую болезнь, в подавляющем большинстве случаев это происходит по коррупционным мотивам. Впрочем, такие случаи редко относятся непосредственно к адвокатской практике. 

Согласно статье 27 закона «О воинской обязанности и службе», в состав призывной комиссии входит семь членов, включая представителя исполнительной власти, военкомата и врача, который руководит работой по медицинскому освидетельствованию призывников. По данным адвоката Владимира Александрова, именно такой врач в подавляющем большинстве случаев и становится обвиняемым в получении взятки. 

«Адвокаты работают с врачами из госучреждений, подкупать тех бесполезно, поскольку подделка справки, диагноза не сработает, если у врача нет сообщника в стенах военкомата. Более 85% всей коррупции контролируется сотрудниками военкомата, которые не контактируют с адвокатами», - утверждает Александров.

Покупка военного билета чревата уголовной ответственностью (ст. 291 УК РФ). Наказывают всех участников аферы — и тех, кто берет деньги за поддельный документ, и тех, кто их дает. Причем лишение свободы подразумевает срок до 12 лет.

Мошенники

«Консультирование в различных формах по вопросам, связанным с призывом на военную службу, осуществляется различными лицами, далеко не все из которых являются адвокатами», - написал по этому вопросу президент Адвокатской палаты города Москвы Игорь Поляков. 

Под видом адвокатов очень часто скрываются мошенники. Юристы советуют сразу бежать от тех, кто предлагает получить «гарантированный военный билет». Обычно они берут предоплату, обещая купить военный билет или договориться с нужными людьми. В конце концов, они просто исчезают, оставляя призывника ни с чем.

Помимо явных мошенников, которые действуют по схемам примерно одинаковым во всех сферах жизни, свою помощь в уклонении от призыва на военную службу часто предлагают те, кто пытается сделать на этом бизнес, но редко имеет необходимые навыки и знания. В пору призывов консультации призывникам настолько востребованы, что их продажа превратилась в подобие сетевого маркетинга. 

«Бизнесом таких ребят давно стала продажа франшиз и филиалов, а не непосредственная помощь призывникам. Юридическая консультация — процесс сложный и многоступенчатый, а продавать франшизы — несложно, это не требует большого ума. Они рассказывают, что все хотят откосить от армии. Предпринимателям в регионах продаётся идея успеха, они скупают франшизу и идут за лёгкими деньгами, но дальше помочь призывникам не могут», - рассказывает Никита Евдокимов из vc.ru.

Борьба с дискредитацией призыва

В сентябре 2022 года военный комиссар Москвы Виктор Щепилов обратился в столичную Адвокатскую палату г. Москва, чтобы они разъяснили недопустимость «содействия уклонению граждан от призыва на военную службу»

«Косвенно или напрямую предлагается оформление фиктивных документов, содействие в уклонении от призыва на военную службу, консультирование по вопросам уклонения, посредничество в вопросах уклонения», - отмечает Щепилов. 

Военком убежден, что адвокатов, которые оказывают такие услуги, можно привлечь к ответственности за подстрекательство и пособничество в уклонении от прохождения военной службы (ст. 33, ст. 328 УК), а также за дискредитацию российских вооруженных сил (ст. 280.3 УК). Также Щепилов ссылается на ст. 10 Кодекса профессиональной этики адвоката, согласно которой закон и нравственность в профессии адвоката выше воли доверителя и помогать в нарушении закона он не может.

Утверждения военкома юридически вполне корректны за исключением того, что подобной деятельностью профессиональные адвокаты не занимаются, что фактически подтверждено в ответе Адвокатской палаты г. Москва, где сказано только об узко специализированных юридических консультациях. Соответственно, высказывания, подпадающие под действие указанных статей, являются достаточным критерием, чтобы определить, что допускающий их в своей речи и письме человек не является адвокатом (либо должен быть лишен такого статуса).

«Юристы имеют полное право оказывать консультационные услуги и помогать призывникам собрать необходимые медицинские документы. Это и составляет суть деятельности адвоката. Другое дело – помощь именно в уклонении от службы, когда речь идет о поиске схем по обходу закона. Это противоправное деяние, за совершение которого должна наступать соответствующая ответственность, независимо от статуса исполнителя.

Такие дельцы часто рекламируют себя в сети как адвокатов, никто документы у них не спрашивает, а для проверяющих органов оформляют свои услуги как консультации по юридическим вопросам для призывников, и никаких эффективных возможностей для контроля над качеством их работы и соответствия заявленным услугам не имеется. 

В этой связи остается либо ужесточать правовые ограничения, разрешая оказывать подобные услуги только официально зарегистрированным в транспарентных для государства палатах адвокатам, чтобы любой выход за границы профессиональных обязанностей грозил лишением лицензии; либо отслеживать источники финансирования и конечных получателей прибыли таких организаций, пресекая деятельность тех, кто имеет отношение к недружественным государствам; либо ужесточать ответственность за призывы к уклонению от военной службы, за которые пока в реальности рискуешь только попасть на блокировку Роскомнадзора, который практически бессилен в Телеграм и ряде других актуальных сетках распространения», - считает адвокат Александров.

Валерий Ермолов