Борьбе с самогоноварением набирает новые обороты, и в Уголовный кодекс предлагается внести ряд поправок ужесточающий наказание за этот вид преступлений, которые приравниваются контрреволюционной деятельности: уголовные дела должны рассматриваться оперативно с немедленным приведением в исполнение наказания, применение амнистии запрещается, имущество осуждённого полностью или частично конфискуется. Ещё одно новшество – уголовная ответственность с лишением свободы за недонесение на самогонщиков.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 27 февраля 1923 года. 


Борьба с самогонкой

Президиум ВЦИК 8-го февраля с. г. постановил образовать комиссию под председательством тов. Смидовича для выработки конкретных мер борьбы с самогоном. В состав комиссии вошли: Радус-Зенкович, Равич, Семашко, Сенююшкин и Сосновский, а в работе ее приняли участие: московский губпрокурор тов. Шевердин, Наркомсобез тов. Милютин и член Коллегии Наркомзема тов. Митрофанов.

Еще 4-я сессия 9-го созыва ВЦИК окончательно включила в Уголовный кодекс ст.ст. 140, 140/а и 140/б, которые имели целью широко поставленную борьбу с самогоном. Несмотря на значительные усилия Наркомюста в борьбе с самогоном, несмотря на заполнение тюрем по указанным выше статьям Уголовного кодекса, порча хлеба и сахара на ядовитую сивуху и другие суррогаты спиртных напитков не сокращается.

Самогонное дело признано комиссией делом контрреволюционным как с экономической, так и с политической точек зрения. Комиссия выработала проект специального декрета, по которому приготовление и хранение сивухи с целью сбыта оставлено под судебной репрессией, а равно как и сам сбыт этих веществ и торговля ими, но эта судебная репрессия упрощена и усилена.

Когда материалом дознания устанавливается бесспорность факта преступления, то народный судья немедленно рассматривает единолично установленные факты и в порядке ст.ст. 406-412 Уголовного кодекса судебным приказом и с немедленным приведением в исполнение проводит наказание в полном его объеме, вплоть до конфискации всего или части имущества осужденного.

К лицам, осужденным по ст.ст. 140 и 140/а Уголовного кодекса, как к злостным контрреволюционерам, по проекту декрета, амнистия не применяется. Как принудительные работы, так и тюремное заключение отбываются самогонщиками в особых местностях по назначению Наркомвнудела. Эти кары применяются к осужденным независимо от того, в первый раз осужденный привлекается к ответственности, или судимость его является повторной.

Комиссия считает необходимым привлечь к делу обнаружения преступлений по 140 и 140/а статьям Уголовного кодекса широкие слои трудящихся, как в городе, так и в деревне. Привлекаются все рабочие и крестьянские организации, профсоюзы, кооперативные организации и комитеты взаимопомощи крестьянам. Недонесение о совершении этих преступлений должно, по проекту, караться лишением свободы до 1-го года. По мнению комиссии, органы государства (Наркомзем, Наркомсобез и Последгол) не должны оказывать помощи как зараженным самогоном селениям, так и волостям, которые не примут участия в уничтожении самогона.

Иначе подходит комиссия к делам по обвинению в приготовлении и хранении самогона и других суррогатов спиртных напитков без цели сбыта или виновных только в распитии незаконно приготовленных спиртных напитков. За нарушение этих обязательных постановлений виновные в административном порядке, согласно проекта декрета, подвергаются денежному штрафу до 300 рублей золотом или частичной конфискации имущества, или аресту до 6-ти месяцев для принудительных работ на этот срок. В связи с этим проектом декрета, который поступит на утверждение ВЦИК в ближайшем будущем, Наркомзем и Наркомвнудел подготавливают соответствующие инструкции.

(Известия ВЦИК, №42)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика, орфография и пунктуация публикации сохранены