Выбор религии являлся важнейшим государствообразующим решением. О политических и социальных предпосылках выбора князя Владимира – в пятом материале тематического цикла юриста, кандидата исторических наук, депутата Государственной Думы первого созыва Александра Минжуренко.
Объединенные в единое Древнерусское государство племена восточных славян были по своим верованиям язычниками. Это совершенно типично для всех народов в догосударственный период.
Такие верования проявлялись в одухотворении сил природы: славяне поклонялись земле и солнцу, молниям и ветрам. Для каждого явления природы существовало свое божество. Пантеон богов у наших предков был обширен: Перун считался творцом молнии и богом Вселенной, Велес – бог покровитель мира животных и простых тружеников, Хорс - бог сущего огня, Даждьбог - бог Солнца, Стрибог - бог ветра, Симаргл - бог растений и земли, Сварог – бог творец труда, Макошь - жена Перуна, богиня плодородия, Род – бог покровитель семьи, рода человеческого. Однако этот пантеон не был иерархичным и упорядоченным, т.е. не существовало общепризнанного «главного бога». В разных племенах наиболее почитаемыми богами могли быть разные божества.
Для догосударственного периода «военной демократии», до утверждения монархической формы правления существование такого небесного «коллективного управления» природными явлениями и отраслями хозяйства было вполне логичным. Люди по образу и подобию своему создавали эти религиозные мифы. Демократия на земле отражалась в виде демократии и плюрализма на небе.
Видимо не случайно у многих народов переход к единобожию по времени совпадал с созданием централизованных государств с монархической формой правления. Единоначалие на Земле требовало аналогичного положения и на небе, иначе могли появиться нежелательные вопросы: почему божественное устройство иное, нежели в управлении государством.
Данная версия заинтересованности земных владык в единобожии выдвинута давно, и она, на наш взгляд, вполне правдоподобна, хотя и не универсальна, как и все закономерности в истории, т.е. допускает и исключения. На Руси эта версия получила полное подтверждение своей состоятельности и права на жизнь.
Здесь, как и во многих других странах, именно монарх более других хлопочет об утверждении веры в единого бога. Это хорошо видно по деятельности Владимира Святославича, бывшего великим князем в 968-1015 годах. Разумеется, историки церкви объясняют причины принятия христианства на Руси в несколько отличающихся терминах и понятиях. Мы с ними не будем вступать в спор, объяснив отличие нашей версии тем, что мы ограничили себя сравнительно узким аспектом роли государства в утверждении новой религии.
Пример князя Владимира действительно интересен и показателен, так как он шел от язычества к единобожию явно в интересах сплочения и укрепления единого государства. Дело в том, что его власть могли оспорить сторонники его братьев. Начинались времена распрей: у его отца князя Святослава было три сына: Ярополк, Олег и Владимир. Ярополк убил Олега, а Владимир, вынужденный какое-то время скрываться за границей, затем убил Ярополка и воцарился в Киеве.
Отсюда у Владимира и возникла необходимость поиска дополнительных опор своей власти. И он стал искать такую опору в религии. Так, вначале он именно в интересах привлечения на свою сторону разных племен решил провести реформу языческого культа в стране.
Владимир приказал воздвигнуть капище т.е. языческий храм под открытым небом (у восточных славян не было храмов в виде закрытых строений). В этом капище были установлены идолы шести языческих богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Симаргла, Стрибога и Мокоши. Эти боги были выбраны самим Владимиром. Мы здесь не видим древнейшего славянского бога Велеса, нет Сварога, Рода и т.д. Кстати, Велес был самым почитаемым богом у варягов, поэтому его исключение прямо отразило разлад Владимира с остатками варяжской дружины, с большей частью которой он расстается, отправив их в Византию.
Эта реформу уже можно считать шагом к утверждению единобожия. Владимир проводил нечто вроде своеобразного эксперимента: он сократил численность богов и попытался установить некую иерархию в этом сонме. Так, все обратили внимание на то, что изображение Перуна отличается от остальных своей пышностью и убранством. Это отмечалось во всех летописях.
М.М. Щербатов так описывает фигуру главного идола: «онЪ имѣлЪ видЪ человѣческой, тѣло его было здѣлано изЪ древа, глава серебреная, уши златыя, ноги желѣзныя, в рукахЪ же имѣлЪ увмень на подобiе палящей молнiи, который весь яхонтами и другими приличными драгоцѣнными камнями былЪ украшенЪ, предЪ нимЪ всегда горѣлЪ огнь, которой жрецы подЪ смертной казнiю долженствовали содержать безЪ угашенiя».
Однако сокращение и упорядочивание пантеона богов все же оставляло многобожие, что не очень подкрепляло монархию на земле. И Владимир твердо решил привести все русские племена к вере в единого бога.
Безусловно важным фактором принятия именно христианства и именно в виде православия сыграло соседство и тесное общение с Византией. Владимир видел, что самое могучее государство из всех известных ему, огромная процветающая империя - исповедует христианство по греческому образцу. Конечно же это было положительным примером и сильным аргументом в пользу православия.
Торговые и другие связи с Византией привели к тому, что христианство уже давно проникало на Русь. Крестились в большом числе купцы, часто бывавшие в Византии, дружинники и другие горожане. Еще в 955 году, т.е. за год до рождения Владимира, христианство приняла и его бабушка княгиня Ольга, бывшая тогда фактической правительницей Руси при малолетнем сыне Святославе.
О том, что князь Владимир, принимая решение о выборе религии, руководствовался прежде всего соображениями укрепления государства и сохранения его единства, говорит, в частности, его краткая оценка иудаизма. Принимая делегации представителей нескольких верований, он критически подходил к разным религиям, находя в каждой из них какие-то минусы. А самым главным упреком и замечанием хазарам было то, что они – иудеи - утратили свою государственность. Отсюда князь сделал вывод: «Если бы Бог любил вас и веру вашу, то вы не были бы расточены по разным землям».
Владимир остановился на православии, что было вполне логичным и естественным для русского монарха, соседа Византии, уже имеющего среди своего населения значительное число христиан. В 988 году это знаменательное событие состоялось: православие стало государственной религией на Руси.
Трудно переоценить значение принятия Древней Русью христианства. Введение единой религии в разноплеменной стране серьезнейшим образом сказалось на процессах складывания единой народности, развития и укрепления государства. В определенном смысле можно считать «крещение Руси» важнейшим шагом в государственном строительстве. Это событие также оказало огромное влияние на правовое сознание русских людей.
Продолжение читайте на сайте 6 декабря