В конце октября генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси заявил, что Соединенные Штаты Америки утратили первенство на мировом рынке коммерческих ядерных реакторов, уступив его России. «Считаю это вызовом для Америки, которая традиционно была лидером и теперь она его утратила. Главный поставщик (ядерных технологий) российский. Активна и китайская CNNC. Они используют другую модель финансирования (отличную от модели США), что позволяет двигаться с большей гибкостью на международных рынках. Все это вызов для американских компаний за рубежом».


С одной стороны глава МАГАТЭ старается быть объективным, но с другой стороны его признание выглядит запоздалым. США пока еще обладают самым большим парком эксплуатируемых ядерных энергоблоков в мире, в Америке их около сотни. Но американская ядерная энергопромышленность уже несколько десятилетий в серьезном застое и не может предложить зарубежным партнерам ничего привлекательного, отвечающего всем современным требованиям экономической эффективности и безопасности.

После аварии на американской АЭС «Три Майл Айленд» в 1979 году на территории США более 30 лет было запрещено строительство атомных энергоблоков, в результате чего американская промышленность потеряла компетенции в разработке, проектировании и возведении энергетических реакторов атомных станций, в том числе в производстве ядерного топлива и других жизненно необходимых ядерной отрасли технологиях.

Американская корпорация «Вестингауз» свой новый ядерный энергоблок поколения «три плюс» с трудом построила в 2018 году в Китае. Эксплуатация этой АЭС с самого начала сопровождается постоянными поломками и финансовыми убытками.

Росатом же ввел в эксплуатацию ядерный энергоблок ВВЭР-1200 поколения «три плюс» в 2016 году в России на Нововоронежской АЭС, а затем стал предлагать его иностранным партнерам. Сегодня отечественные энергоблоки ВВЭР-1200 возводятся на АЭС «Руппур» в Бангладеш, АЭС «Аккую» в Турции, АЭС «Пакш-II» в Венгрии, АЭС «Сюйдапу» в Китае, АЭС «Эль-Дабаа» в Египте и уже работают на Белорусской АЭС. Очередь стран, заинтересованных в российских ядерных энергетических технологиях, не иссякает.

В настоящее время конкурентами Росатома на мировом рынке являются не американцы, а южнокорейцы и китайцы. Конечно, есть и европейские атомщики, те же французы или немцы, обладающие колоссальным опытом и знаниями. Но Германия несколько лет назад заявила об отказе использования и развития ядерных энергетических технологий. А у французов большие проблемы со своим долгостроем – третьим энергоблоком на АЭС «Олкилуото» в Финляндии. Атомную станцию финнам строила почти 20 лет французская компания Areva NP. Но как только энергоблок включили, его системы начали выходить из строя. Если 30 сентября 2022 года энергоблок заработал на полную мощность, то 12 октября его остановили и спустя несколько дней финская компания-оператор TVO Teollisuuden Voima, обслуживающая АЭС «Олкилуото», сообщила о повреждении в реакторе. На момент написания статьи дата восстановления работоспособности новейшего европейского ядерного реактора АЭС не известна.

Поэтому не только американские, но и европейские атомщики на мировом рынке коммерческих ядерных реактором Росатому в настоящее время не конкуренты. Российские ядерные энергоблоки поколения «три плюс» работают как в нашей стране, так и за рубежом без сбоев. 

Кто же дышит Росатому в спину? Масштабную программу развития атомной генерации намерен реализовать Китай, планирующий ежегодно вводить в эксплуатацию по шесть – восемь энергоблоков АЭС. Власти Республики Корея заявили о намерении увеличить долю атомных станций в производстве энергии до 30% к 2030 году. Корейцы построили и в 2020 году запустили в работу АЭС «Барака» в Объединенных Арабских Эмиратах. Они явно не собираются останавливаться в международной экспансии, хотя им в этом постарается помешать «Вестингауз», подавший 21 октября 2022 года в американский суд иск к корейским разработчикам реактора APR-1400. Якобы южнокорейцы используют в своем проекте американские технологии и поэтому «Вестингауз» добивается запрета на строительство блоков с APR-1400 в Польше, Чехии и Саудовской Аравии. Иск стал очередным подтверждением тезиса о том, что «Вестингауз» больше компания юристов, чем атомщиков. «Что до южных корейцев, поверивших было в возможность честной конкуренции, то, как видим, старший брат им грубо указал на их место», - пишет информационное издание «Атоминфо». 

Пока конкуренты чинят свои энергоблоки и сражаются друг с другом в суде, Росатом заключает новые контракты и строит самые современные АЭС в странах, желающих пользоваться надежными, безопасными и экономически эффективными ядерными технологиями. 

Андрей Голик


*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора