В этой рубрике мы будем знакомить читателя с авторским взглядом* на важные исторические и современные российские события и явления.
В сентябре 2022 года состоялись очередные выборы президента Российской академии наук (РАН). На этом посту известного ученого-физика Александра Сергеева сменил академик Геннадий Красников. В обществе Академия наук до сих пор воспринимается как главный научный центр России и один из важнейших в мире. Надо сказать, что даже реформа РАН, проведенная в 2013 году, не подкосила ее международный авторитет. Причина проста – в нашей стране живет и работает пока еще много всемирно признанных исследователей из самых разных областей науки, от ядерной физики до литературы. К примеру, в честь академика Юрия Оганесяна, до сих пор работающего в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне, назван 118-й химический элемент «оганесон» Периодической системы (таблицы) химических элементов. Величайшим археологическим событием столетия называют открытие неизвестного ранее вида человека - Homo altaiensis (человека алтайского), или денисовского человека, которое было сделано под руководством академика Анатолия Деревянко. Журнал Science поставил обнаружение денисовского человека на второе место по значимости после подтверждения существования бозона Хиггса.
В общем, России в науке есть чем гордиться. Но только не выборами в 2022 году нового президента РАН. Они стали самыми скандальными в истории российской науки. Академию и кандидатов долгие недели поливали всевозможной грязью в третьеразрядных СМИ, телеграм-каналах и даже в федеральных медиа. Дошло до того, что в первый день Общего собрания РАН фаворит выборов академик Александр Сергеев снял свою кандидатуру, заявив: «Данная предвыборная кампания проходит в беспрецедентных условиях. Многие члены Российской академии наук подвергаются психологическому и даже внешнему административному давлению, особенно после публичного заявления своей позиции. Такого еще никогда не было, по крайней мере в новейшей истории РАН. В этих сложных условиях я благодарю поддерживающих меня членов Российской академии наук. Я уверен, что их большинство в этом зале, однако, события последних дней заставляют меня снять свою кандидатуру с выборов президента РАН. Это вынужденное решение».
Но все же выборы состоялись, пусть и с двумя кандидатами. Их результаты признаны, у Академии появился новый руководитель.
Немного истории
После распада СССР и фактического упразднения всех советских институтов, в том числе Академии наук СССР, указом президента Российской Федерации Бориса Ельцина от 21 ноября 1991 года была восстановлена Российская академия наук как высшее научное учреждение России. РАН стала общероссийской самоуправляемой организацией, действующей на основании законодательства РСФСР и собственного устава. Членами РАН признавались все академики и члены-корреспонденты Академии наук СССР.
Третий пункт указа фиксировал, что в состав Академии включены институты, лаборатории, предприятия и организации, обеспечивающие исследования по основным направлениям фундаментальной науки, в том числе учреждения, находящиеся в АН СССР и расположенные на территории РСФСР. Не прошло и десяти лет, как появились первые попытки реструктуризации академических институтов. Но все они были достаточно ограниченными.
Гром грянул 27 июня 2013 года, после того как правительство рассмотрело и одобрило проект закона о реорганизации государственных академий наук, их к тому времени в стране оказалось целых три - Российская академия наук, Российская академия медицинских наук (РАМН), учрежденная в 1991 году на базе реорганизованной Академии медицинских наук СССР, и Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН), учрежденная указом президента России от 30 января 1992 года.
Реформа объединила РАН, РАМН и РАСХН в одну структуру - РАН, а все имущество новой РАН было передано в специально созданный органа исполнительной власти -Федеральное агентство научных организаций (ФАНО). После упразднения ФАНО академическое имущество передали в ведение появившемуся в правительстве Министерству науки и высшего образования. Таким образом у руководителей институтов, а это в основном маститые, признанные ученые, члены РАН, появилось два начальника – с одной стороны министр науки и высшего образования, а с другой – президент Академии.
Выигравший в 2017 году выборы Александр Сергеев все годы на посту главы Академии боролся за то, чтобы уровень востребованности Академии у руководства страны вновь стал очень значительным. Противники же возрождения РАН считают, что ее удел – превращение в некий «клуб ученых» или ни на что не влияющий пустой бренд.
Я же считаю главной проблемой академической науки не отъем имущества у РАН или ее скромное бюджетное финансирование, не скандальные выборы или превращение в не имеющее никаких прав собрание по интересам. В США, к примеру, Национальная академия наук как раз и представляет из себя типичный клуб ученых, члены которого работают на общественных началах.
На мой взгляд, проблема смертельная, в прямом и переносном смысле, в другом. Знает ли уважаемый читатель, что почти каждое общее собрание РАН открывается чтением списка умерших за прошедший период академиков? Их бывает так много, что простое перечисление имен занимает несколько минут. Только в середине октября из жизни ушли два выдающихся российских и мировых ученых – академики Ашот Саркисов и Валерий Рубаков. Первый внес неоценимый вклад в исследования основных физических процессов в ядерных энергетических установках. Второго называют самым значительным ученым начинающегося XXI века и считают одним из ведущих мировых специалистов в области квантовой теории поля, физики элементарных частиц и космологии.
Научный мир потерял двух бесценных коллег. Надо честно признать, что их некем заменить. Утечка умов в последнее время обострилась. Молодые ученые, наблюдая все, что происходит вокруг РАН и в целом в российской науке, стараются уехать в те страны, где авторитет исследователя высок, где бизнес и власть поддерживают научный поиск, где нет неоправданных, мешающих научному поиску ограничений.
Если ситуация не изменится и РАН не обретет былое уважение, авторитет и востребованность, если в ее состав не вольются свежие научные силы, то спустя время мы можем лицезреть полное угасание некогда великой академической науки в России. Сейчас средний возраст академиков – 75 лет, членов-корреспондентов – 68. Без омоложения РАН ждет печальная перспектива.
В 2024 году в стране будут отмечать 300-летие Академии наук, созданной по указанию Петра Великого. Останется ли к тому времени РАН главным центром нашей науки – не известно.
Андрей Голик
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора