Медицинский журнал The Lancet опубликовал заявление берлинской клиники «Шарите», которое свидетельствует, что блогер Алексей Навальный был здоров на 55 день пребывания в клинике. Получается, с 15 октября он не имел медицинских оснований для нахождения за границей. Однако Навальный продолжает перемещаться по Германии, что заставляет заподозрить его в намерении скрыться от российского правосудия. РАПСИ попросило юристов прокомментировать перспективы судебного дела с его участием, в настоящий момент приостановленного, и условий испытательного срока, который он отбывает.
Блогер Алексей Навальный обвиняется в совершении преступления ч. 2 ст. 128.1 УК РФ (клевета) после того, как он оскорбил ветерана Великой Отечественной, назвав предателем и холуем. В конце августа производство по делу было приостановлено в связи с болезнью подсудимого.
«После публикации в СМИ заявления «Шарите» о сроке выздоровления Навального как возможного указания уважительной причины для неявки подсудимого в мировой в суд по делу о клевете на ветерана ВОВ Игната Артеменко у суда появилась возможность возобновить производство по уголовному процессу.
И отсутствие обязательной явки подсудимого на судебные заседания в порядке ч. 1 ст. 247 УПК РФ (участие подсудимого), если не было подано ходатайство подсудимого о рассмотрении дела в его отсутствие или если таковое было отклонено судом, – одна из перспектив рассматривать нахождение подсудимого за границей в состоянии, позволяющем ему принять участие в судебных заседаниях, в качестве вероятного уклонения от суда.
В социальных сетях подсудимый сам признаёт, подкрепляя фотоматериалом, что уже выписан из клиники и ведёт кочевой образ жизни, перемещаясь по Германии. Следовательно, он всячески демонстрирует способности принимать участие в судебном заседании на Родине, начиная как минимум с момента его публикации фотографии из парка в социальной сети Инстаграм от 23 сентября 2020 г.», - рассказал РАПСИ адвокат, к.ю.н. Александр Зорин.
Адвокат Алексей Михальчик добавил, что явка на судебное заседание, тем более по уголовным делам, является обязанностью гражданина. И соответственно, неявка возможна только по уважительным причинам. Заявление берлинской клиники доказывает отсутствие у Навального каких-либо уважительных причин для неявки в судебное заседание.
«При этом он не может игнорировать сам факт судебного процесса и должен в процессуальном порядке обратиться к суду с ходатайством об отложении судебного заседания по тем или иным причинам. Если Навальный продолжит это обязательство игнорировать, то в отношении него могут быть приняты меры процессуального принуждения: и наложение штрафа, и объявление в розыск», - пояснил Михальчик.
По словам адвоката, отсутствие у суда достоверной информации о том, где находится подсудимый, предоставляет суду право объявить его в розыск, информация об этом будет распространяться по соответствующим каналам – например, через Генеральную прокуратуру.
Юрист Илья Ремесло также считает, что есть все основания для возобновления дела об оскорблении ветерана и вызова Навального, поскольку он здоров. При этом подсудимый может прислать вместо себя адвоката, «если сам не хочет – это его право».
«После возобновления уголовного дела в отношении Навального в соответствии с ч. 3 ст. 247 УПК РФ у суда появляется право подвергнуть подсудимого, не явившегося без уважительных причин, приводу, а равно применить к нему меру пресечения.
При этом не стоит забывать о том обстоятельстве, что решение ЕСПЧ от 15 мая 2018 г. – CASE OF NAVALNYY v. RUSSIA (Application no. 32963/16), – которым любит бравировать подсудимый блогер в части рассмотрения вопроса о его праве на передвижение, наоборот подчеркнул его обязанности по необходимости явки в органы исполнения наказаний для регистрации», - адвокат, к.ю.н. Александр Зорин.
Помимо отказа без уважительной причины явиться на судебное заседание, Навальный, по мнению опрошенных юристов, также грубо нарушает условия своего испытательного срока по делу «Ив Роше», на котором в настоящий момент находится.
«Испытательный срок всегда подразумевает исполнение одного из фундаментальных условий – пребывания в России, где был вынесен приговор. Но совершенно точно – и случай Навального это доказывает, – что когда речь идет об угрозе жизни и здоровью человека, то по его заявлению в принципе на лечение условно осужденного могут выпустить. У нас, собственно говоря, так и произошло с ним. Другое дело, что после окончания лечения он должен был вернуться в страну и продолжить соблюдать условия испытательного срока», - заметил в этой связи адвокат, д.ю.н. Александр Арутюнов.
Адвокат считает, что в нынешней ситуации Навальный скорее всего нарушает условия испытательного срока. По сути, можно говорить о том, что он скрылся от контроля, считает Арутюнов.
«После того, как он выздоровел и этому есть соответствующее медицинское подтверждение, он, конечно, должен вернуться в Россию. В противном случае речь может идти о том, что он скрылся от контроля. На данный момент Навальный вне зоны действия органа, который осуществляет надзор за поведением условно осужденного. И в этой связи, конечно, он рискует, поскольку по представлению того же органа, осуществляющего контроль, суд может вынести решение об отмене условного осуждения», - пояснил Арутюнов.
Адвокат Зорин указал, что согласно ч 5. ст. 188 УИК РФ (порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных), в случае уклонения условно осужденного от контроля за его поведением уголовно-исполнительная инспекция проводит первоначальные мероприятия по установлению его места нахождения и причин уклонения. При этом согласно ст.190 УИК РФ (ответственность условно осужденных), если условно осужденный в течение испытательного срока систематически не исполнял возложенные на него судом обязанности либо скрылся от контроля, то начальник уголовно-исполнительной инспекции направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.
«Как следует из приговора Замоскворецкого суда Москвы от 30 декабря 2014 года по делу «Ив Роше», на Навального А.А. были возложены следующие обязанности: не менять фактического места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденных, заблаговременно уведомлять этот орган о перемене фактического места жительства и не реже двух раз в месяц своевременно являться на регистрацию», - напомнил Зорин.
«Скрывающимся от контроля признается условно осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней, а систематическим неисполнением обязанностей является совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более двух раз в течение одного года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом.
В то же время практика применения уголовного закона позволяет говорить о том, что истечение испытательного срока в отношении блогера Алексея Навального не исключает право суда рассмотреть возможность отмены условного осуждения по приговору Замоскворецкого суда Москвы от 30 декабря 2014 года даже в том случае, если одно из вероятных решений – обвинительный приговор по делу о клевете на ветерана – состоится и после истечения испытательного срока», - адвокат, к.ю.н. Александр Зорин.
Возникает вопрос о способе в нынешних условиях уведомления подсудимого и осужденного блогера о вызове в суд. В частности, дискуссии вызывает предложение использовать для уведомления Навального, находящегося на испытательном сроке, через его аккаунты в социальных сетях, которые были им же верифицированы. «Также не исключены и возможности использовать дипломатические каналы для уведомления о явке в суд подсудимого, гостя канцлера ФРГ Ангелы Меркель, по делу о клевете на ветерана страны – победителя во Второй мировой войне», - считает Зорин.
В то же время Навальный однозначно продемонстрировал свое пренебрежение соблюдением предъявленных ему российским правосудием правовых требований. Фактически он заявил о своем отказе признавать вынесенный ему приговор. В этой связи у экспертов считают, что у ФСИН есть все основания для возбуждения ходатайства о нарушении Навальным условий отбывания условного срока. В результате чего он может быть объявлен в розыск – в т.ч. международный.
Юрист Илья Ремесло выказал недоумение, почему ФСИН до сих пор не подал ходатайство об отмене условного наказания Навальному.
«Он не отмечается в уголовно-исполнительной инспекции по своему уголовному делу, по которому он был осужден ранее условно, это, конечно, основания для того, чтобы либо продлить ему испытательный срок, либо ужесточить тот срок, который ему был назначен, с условного на реальный. Это все должна делать уголовно-исполнительная инспекция – я, честно говоря, не понимаю, почему они этого не делают. Человек не является без уважительных причин уже более двух месяцев», - заявил Ремесло.
По мнению адвоката, д.ю.н. Александра Арутюнова, Навальный может быть объявлен в федеральный розыск и по делу «Ив Роше», и по делу о клевете на ветерана ВОВ Игната Артеменко: «Но в данном случае дело «Ив Роше» обладает приоритетом, поскольку оно уже завершено, приговор вступил в законную силу, и по этому приговор установлен испытательный срок».
«Насколько мне известно, сам Навальный (в социальных сетях – прим.ред.) говорит о том, что я на это, извините, чихал и меня это вообще не интересует. Но все действия имеют последствия в правовой плоскости. И получается так, что он здесь, скорее всего, будет объявлен в розыск. А если он будет объявлен в розыск и будет известно, что он находится за пределами страны, а именно в Германии, то тогда Российская Федерация в лице Генеральной прокуратуры имеет право потребовать от властей Германии экстрадировать Алексея Навального в Россию.
Понятно, что скорее всего его не выдадут, и ему придется где-то там находиться в Германии, уповая на то, что власти ФРГ его никогда вообще не выдадут. Но суть в том, что здесь, в России, уголовные дела в отношении него есть, здесь, поскольку он скрылся от контроля, этот условный срок будет отменен. А если условный срок отменяется, то, как вы понимаете, он должен отбывать реально наказание, то есть должен быть направлен в места лишения свободы», - адвокат, д.ю.н. Александр Арутюнов.