По самому оптимистическому прогнозу Организации объединенных наций (ООН), к 2050 году численность населения России почти не изменится. Однако по более реалистичным прогнозам, она сократится примерно на 10 миллионов человек: до показателей 1978 года. Такие демографические сценарии неутешительны, но именно они должны задавать вектор движения социальной политики России и мотивировать власти уже сегодня пересмотреть и усовершенствовать подходы к решению проблем в этой сфере для того, чтобы в кратчайшие сроки обеспечить естественный прирост населения.


В XXI веке естественный прирост населения России наблюдался только в 2013-2015 годах. Положительная демографическая динамика этих лет стала результатом политики, реализуемой по инициативе Президента РФ Владимира Путина, который в 2006 году предложил комплекс мер, направленных на улучшение материального положения и жилищных условий семей. В частности, с 1 января 2007 года в России реализуется программа «Материнский капитал» — форма государственной поддержки семей при рождении или усыновлении второго, третьего или последующих детей. 

Начиная с 2016 года рождаемость снизилась, и естественный прирост сменился убылью населения. Так, в 2018 году разрыв в показателях смертности и рождаемости составил более 224 тысячи человек, а за первые четыре месяца текущего года численность российского населения сократилась на 150 тысяч человек. 

«Это означает, что за 2019 год убыль может составить порядка 450 тысяч человек, что очень много. Такой показатель наблюдался давно, в 2007 году. Миграция в какой-то степени компенсирует естественную убыль, но не полностью. Кроме того, сейчас очень любят ссылаться на так называемую демографическую пирамиду: в 90-х годах наблюдалась очень низкая рождаемость, и сейчас девушки, рожденные в те времена, вступили в возраст, когда сами могут рожать, но их очень мало», — прокомментировал ситуацию Секретарь Общественной палаты (ОП) РФ Валерий Фадеев. 

В февральском послании к Федеральному Собранию глава государства назвал сложным демографический период, в котором в настоящее время пребывает Россия, однако напомнил, что в начале 2000-х годов еще более негативные тенденции в этой сфере удалось переломить. Речь идет о так называемом «русском кресте» — ежегодном превышении количества умерших над количеством родившихся, причиной которого стали высокая смертность и низкая рождаемость населения в 1990-е годы.

В своей речи Путин призвал гражданское общество, религиозные организации, политические партии и средства массовой информации уделять особое внимание укреплению семейных ценностей, поскольку «это вопрос нашего будущего». В связи с этим ОП РФ подготовила доклад «Демография-2024. Как обеспечить устойчивый естественный прирост населения Российской Федерации», в котором описаны возможные и наиболее быстрые пути улучшения демографической ситуации в стране.

Как связаны ВВП и рождаемость? 

Одним из важнейших показателей уровня воспроизводства населения является суммарный коэффициент рождаемости (СКР), который обозначает число детей, приходящихся на одну женщину условного поколения. В новейшей истории России самые высокие данные по числу родившихся зафиксированы в 2014-2015 годах —более 1,9 миллиона детей в год. В указанный период СКР увеличился до 1,78 благодаря мерам поддержки рождения третьего и последующих детей, реализуемым в регионах с неблагоприятной демографической ситуацией. Однако, начиная с 2016 года, данный показатель снижался, и в настоящее время составляет 1,58. Проведенное ОП РФ совместно с Международной лабораторией демографии и человеческого капитала ИПЭИ РАНХиГС исследование позволяет утверждать, что при сохранении показателя СКР 1,58 Россия будет находиться в процессе постоянной убыли населения вплоть до 2050 года.

«Это значит, что мы будем формировать новую демографическую яму, которую вряд ли преодолеют наши следующие поколения. Исключительно при уровне показателя СКР 2,05 и близкому к этому значению мы выйдем на устойчивый естественный прирост, который будет продолжаться до 2040 года и только из-за структуры населения потом начнет снижаться. Однако при этом общий прирост населения будет постоянным», — пояснил автор доклада «Демография 2024» — заместитель председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Сергей Рыбальченко.

По словам эксперта, для достижения эффективных результатов в демографической политике государству необходимо тратить на соответствующие программы не менее 2% валового внутреннего продукта (ВВП), что для России составляет порядка двух триллионов рублей. Поскольку в настоящее время объем инвестиций в семейную политику не превышает 500 миллиардов рублей в год, шансы выхода России на показатель СКР выше 2 весьма незначительны. 

К примеру, в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейского союза (ЕС) на повышение уровня рождаемости в среднем тратится 2,4-2,7% ВВП. В отдельной статистике по европейским странам данный показатель варьируется от 3% до 4%, одним из лидеров в ней является Франция, направляющая на поддержание уровня воспроизводства населения порядка 5-6% ВВП.

Согласно среднему варианту прогноза Росстата, в ближайшие годы демографическая ситуация в России будет ухудшаться. Так, к 2024 году население России сократится примерно на 320 тысяч человек, а к 2035 году — более чем на 2,5 миллиона. Высокий вариант прогноза ведомства исключает такое развитие событий и предлагает оптимистичный сценарий, по которому уже с этого года общий прирост населения будет постоянно увеличиваться. Однако с учетом того, что в 2019 году численность населения России уже снизилась на 150 тысяч человек, вероятность реализации положительного прогноза стремится к нулю. 

«Мы должны признать, что если демографическая программа в России останется такой, какая она есть сейчас, прироста населения не будет. Однако мы утверждаем, что повышения рождаемости можно добиться. Например, у нас есть опыт Сахалинской области, где несколько лет назад проводилась масштабная программа, в результате которой СКР превысил 2», — отметил секретарь ОП Фадеев. 

Бэби-бум в Сахалинской области 

Успешным примером роста СКР в регионах с неблагоприятной демографической ситуацией может служить Сахалинская область, где всего за пять лет — с 2011 по 2016 годы — данный показатель вырос с 1,56 до 2,16.


В нынешнем столетии такой темп роста СКР стал самым высоким в мире и позволил региону обеспечить естественный прирост населения. Это стало возможным благодаря масштабному комплексу мер поддержки рождения третьего ребенка в сочетании с помощью многодетным семьям на всех этапах жизненного цикла.


«Долгое время мы обращали внимание на международный опыт, а именно на практику Франции, где с 1994 по 2010 годы был достигнут рост СКР с 1,6 до 2,07. Безусловно, во Франции очень серьезная семейная политика с большим финансированием, однако и наши регионы демонстрируют эффективные результаты, причем с гораздо меньшими затратами. Мы подсчитали, сколько Сахалинская область расходует на меры поддержки семей с детьми, и если эту цифру переложить на уровень Российской Федерации, то она будет соответствовать примерно 1,3-1,5% ВВП», — рассказал член ОП Рыбальченко.

Что касается реализуемой в Сахалинской области социальной политики, то в ней следует выделить пакет мер, предоставляемых различным категориям семей без учета их доходов. Во-первых, к нему относится ежемесячная денежная выплата беременным женщинам и детям до трех лет на обеспечение их полноценным питанием (в 2017 году ее размер составлял порядка двух тысяч рублей, в курильских районах — свыше четырех тысяч). Во-вторых, с 2015 года каждая сахалинская семья при рождении первенца получает 54 тысячи рублей, что гораздо выше среднего показателя по РФ. Ежемесячная финансовая поддержка многодетных семей предполагает выплату в 2,5 тысячи рублей на ребенка, а при рождении третьего и последующих детей равняется прожиточному минимуму и в настоящее время составляет порядка 15 тысяч рублей. 

Кроме этого, многодетные семьи в Сахалинской области освобождены от уплаты налога на имущество и земельного налога в отношении участков, предоставляемых под индивидуальное жилищное строительство. Если же семья имеет пять и более детей, то ей полагается выплата в размере до одного миллиона рублей на приобретение транспортного средства.   

Что делать? 

Напомним, что ключевым условием для достижения естественного прироста населения в России является суммарный коэффициент рождаемости 2,05, то есть нынешний показатель должен увеличиться более чем в полтора раза. По мнению членов ОП РФ, работу над обеспечением демографического прорыва стоит начать с регионов Дальневосточного федерального округа, куда в том числе входит Сахалинская область, на опыт которой необходимо ориентироваться. Реализация нового пакета мер может быть проведена в рамках Национальной программы развития Дальнего Востока, для этого потребуется порядка 72 миллиардов рублей дополнительных инвестиций. 

«К дальневосточным регионам на первом этапе можно добавить геополитически важные, но территориально обособленные субъекты — Калининградскую область, Республику Крым и город Севастополь. На втором этапе новый пакет мер необходимо реализовать в демографически депрессивных регионах Центрального и Северо-Западного федеральных округов», — следует из доклада ОП «Демография-2024».


Согласно документу, неотъемлемой частью нового пакета мер должны стать: отцовский капитал в размере действующего материнского капитала (порядка 450 тысяч рублей), который будет выплачиваться при рождении третьего и следующих детей; гарантированное поступление каждого ребенка из многодетной семьи в вуз на условиях целевого контракта; федеральная программа, в соответствии с которой при рождении третьего ребенка семье предоставляется ипотечный кредит под 0% годовых или жилое помещение на условиях субсидированного найма с погашением 50% его стоимости; дополнительное ежемесячное пособие в размере 2,5 тысячи рублей на каждого ребенка в многодетной семье.


Поскольку рост СКР напрямую связан с повышением доступности дошкольного образования и услуг по уходу за детьми в возрасте до трех лет, особое внимание автор доклада требует уделить развитию именно этой сферы. Согласно «майскому указу» президента России, к 2021 году должна быть полностью ликвидирована очередь в ясли для детей до трех лет. Ссылаясь на зарубежный опыт, автор доклада «Демография-2024» указывает, что альтернативным методом решения этой задачи может стать повсеместное внедрение системы сертифицированных нянь. Например, во Франции 300 тысяч таких нянь воспитывают порядка одного миллиона детей. 

В настоящее время при поддержке ОП в семи пилотных регионах России реализуется проект «Профессиональные няни — детям!», в рамках которого, в частности, организуются обучающие семинары по подготовке будущих тьюторов. Развитие института сертифицированных нянь позволит решить в короткие сроки ключевую задачу национального развития, а именно создать условия для осуществления трудовой деятельности матерей и обеспечить стопроцентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет. 

Подготовила Евгения Соколова