Приоритетом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) является уменьшение числа проверок предприятий с низким риском для здоровья и жизни сотрудников, поскольку они ведут к разбазариванию государственных ресурсов и денег налогоплательщиков, заявил начальник управления госнадзора ведомства Егор Иванов.
«Ранее была ситуация, когда инспекторы проводили плановые проверки в организациях, где риск причинения вреда охраняемым трудовым законодательством правам и интересам был минимальным, например, имеется всего один работник, организация не осуществляет каких-либо рискованных работ, не имела нарушений в течение длительного периода времени. В этом случае инспектор обоснованно не находит нарушений. В этих случаях, когда я вижу чистый акт инспектора без выявленных серьезных нарушений — я задаю вопросы. А как мы планировали проверку такого работодателя? Сейчас мы исключаем этот подход, такое ненадлежащее планирование, это самое важное», — добавил Иванов.
Такое мнение начальник управления государственного надзора Роструда высказал на круглом столе по вопросам контроля и надзора в трудовой сфере. Мероприятие прошло в Федеральной палате адвокатов РФ с участием юридической фирмы «Юст» и ассоциации «Объединение корпоративных юристов».
На встрече сотрудник Роструда рассказал представителям крупных работодателей о развитии деятельности службы и результатах реформы, проведенной в 2017 году. Новая редакция «Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов» действует чуть менее одного года.
Введение риск-ориентированного подхода
Законодательно закреплён новый порядок трудового надзора и применение риск-ориентированного подхода. В соответствии с нормативным актом, выделяется 5 основных категорий риска предприятий, которые влияют на частоту плановых проверок: организации с высоким, значительным, средним, умеренным и низким уровнем риска.
Предприятия, попавшие в категорию высокого уровня риска, проверяются один раз в два года, в то время как организации с низким уровнем не должны подпадать под плановые проверки.
«Критерии оценки организаций пока не максимально полные. Множество критериев мы хотели бы включить, но пока не имеем возможностей: организационных, технических, юридических. На наш взгляд, правительством определен оптимальный перечень критериев исходя из возможностей как Роструда, так и всего госаппарата. Чрезмерное расширение критериев сделает невозможной работу, но при появлении соответствующих возможностей мы будем инициировать совершенствование нормативного акта, в том числе и в части состава критериев», — рассказал представитель Роструда.
По словам Иванова, определение категории осуществляется автоматически, расчет осуществляется по формуле. Одним из основных критериев является отнесение к одному из видов деятельности, при этом, со слов Иванова, «если предприятие осуществляет деятельность по нескольким видам деятельности, то к расчету принимается основной вид деятельности». Также весомым является критерий масштаба деятельности — численность работников. «Статистически, в абсолютных цифрах, риск для жизни и здоровья выше на крупных предприятиях», — заявил спикер.
Более 4 тысяч организаций попали в категорию высокого риска из-за смертельного травматизма. Специалисты Роструда, по заверениям начальника управления государственного надзора службы, отдельно обращают внимание на предприятия с высоким риском для здоровья и жизни сотрудников.
Изменение категорий
Представитель крупного производителя пищевой продукции спросила Иванова о причинах отнесения пищевого бизнеса к категории высокого риска, несмотря на отсутствие тяжелых несчастных случаев на производстве. «Даже МГУ им. Ломоносова попал в эту категорию, как ни странно! Были ли реальные случаи понижения категории после обращения в Роструд?» — задала вопрос участница мероприятия.
Представитель ведомства рассказал о большом количестве запросов от предприятий, на которые Роструд отвечает отказом по причине несоответствия закону и отсутствию мер по уменьшению риска для здоровья и жизни руководители предприятий. «В Рязанской области есть один заводик, который к нам обратился с просьбой об уменьшении категории риска. После проверки инспектор принёс пустой акт, в котором даже не было указано, что на заводе проверялось. Была просто надпись «нарушений не выявлено». По нашим данным, у них был тяжелый несчастный случай и риск на производстве только вырос. Произошло падение необученного сотрудника с высоты из-за нарушений в сфере охраны труда, но к административной ответственности никого не привлекли! А ведь выявленные при расследовании несчастного случая нарушения носили длящийся характер и, возможно, имели место уже при проведении «пустой» плановой проверки. Мы считаем, что в данном случае возможна коррупционная составляющая, и мы пристально смотрим за работой этого инспектора», — заявил Иванов.
При этом, как отметил спикер, имеются абсолютно добросовестные организации, у которых имеются случаи смертельного травматизма не по вине работодателя. Например, при дорожно-транспортных происшествиях, когда работник являлся пассажиром, или если ДТП произошло по вине другого водителя. «По другому заявлению мы снизим категорию риска, поскольку вины работодателя в транспортном происшествии, в результате которого погиб работник, не было. Система автоматически отнесла организацию к категории с высоким риском для жизни и здоровья сотрудников. В каждом случае нужно отдельно смотреть и разбираться», — ответил на вопрос Иванов.
В соответствии с нормативными актами, снижение категорий риска происходит при условии отсутствия административных наказаний предприятия по результатам плановых проверок за последние 3 года. По заверениям Иванова, работодатели, осуществляющие действенные мероприятия по понижению риска, также могут обратиться к Роструду с высокими шансами на пересмотр категории.
Результаты реформы
По словам представителя Роструда, ежегодно проводится около 140 тысяч проверок, которые осуществляют 82 территориальных субъекта службы. «Мы снизили количество плановых проверок, однако увеличилось количество обращений граждан о нарушенных правах, что повлекло увеличение внеплановых проверок. Охват надзорной деятельности в сфере труда составляет 1,7% предприятий из 8 миллионов юридических лиц, которые могут являться работодателями, но стоит отметить, что число реально действующих юридических лиц гораздо меньше. Однако и в этом случае мы не дотягиваем до того охвата, который рекомендует Международная организация труда», — добавил Иванов.
По статистике ведомства, за 2017 год были восстановлены нарушенные трудовые права 2,9 миллиона работников. Служба ставит перед собой задачу по увеличению эффективности проверок и снижению административной нагрузки на бизнес.
«Мы локомотив реформы трудового надзора. По закону, основой нашей деятельности является снижение травматизма и борьба с задолженностями по заработной плате. Понижение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан», — завершил разговор о риск-ориентированном подходе Иванов.
Николай Меркулов