Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ
Следственный комитет РФ завершил расследование уголовного дела о гибели представителей Российского императорского дома и лиц из их окружения в 1918-1919 годах и прекратил уголовное дело.
Впрочем, подобное постановление подписывается уже в пятый раз, так что вполне возможно точка в 94-летней истории еще не поставлена. На данный момент в ней достоверно известен лишь один факт: бывший император Николай II, императрица Александра Федоровна, их дети, доктор Боткин и трое слуг были расстреляны в особняке Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.
Кто принял решение, кто его исполнил и где, на самом деле, находятся останки – число версий растет с каждым новым этапом следствия.
Бытовая уголовщина
Уголовное дело по факту расстрела семьи Романовых Генеральная прокуратура возбудила 19 августа 1993 года. С тех пор на протяжении пятнадцати лет до 15 января 2009 года его вел следователь по особо важным делам Владимир Соловьев. При этом свою позицию по этому делу он сформулировал еще в девяностые.
Известно, что последнего российского императора Николая II и его семью казнили по решению Уральского облсовета. Хотя тогда это был высший орган советской власти в регионе (включавшем Пермскую, Екатеринбургскую, Вятскую, Челябинскую, Уфимскую и Оренбургскую губернии), однако он не имел полномочий выносить приговор. Отсутствие санкции высшего советского руководства (Владимира Ленина и Якова Свердлова) на убийство царя позволяет рассматривать это преступление как бытовую уголовщину, не имеющую отношения к репрессиям.
Какое-то время рассматривалась даже формулировка, что Ленин даже был против расстрела царской семьи, а организовали убийство левые эсеры с целью сорвать Брестский мир между Советской Россией и Германией.
Соловьев убежден, что цареубийцы скрыли свое решение от государственных властей, чтобы беспрепятственно привести его в исполнение, возможно, даже вопреки воли лидеров партии. Поскольку, по словам следователя, "одновременно расстрельщики вошли в подвал Ипатьевского дома, и, в то же время, пошла телеграмма Ленину и Свердлову. Технически невозможно было согласовать эти два действия. То есть, 12 июля было принято решение о расстреле, и специально Уралсовет до 16 числа ничего не сообщал о своем решении, что собирается расстрелять царскую семью и Николая II", - утверждает Соловьев.
Окончательно позиция следователя была оформлена в заявлении СКП РФ в 2010 году признавшем полное отсутствие документов, подтверждающих, что расстрел Романовых был произведён с санкции высшего руководства Советской России.
15 января 2009 года Соловьев вынес постановление о прекращении расследования уголовного дела об убийстве Николая II и членов его семьи в связи со смертью лиц, совершивших умышленное убийство.
Официальная версия
Согласно официальной советской версии, Уралсовет принял постановление о расстреле на своем заседании 12 июля 1918 года – через несколько дней после того как уральский военный комиссар Филипп Голощёкин выехал в Москву для решения вопроса о дальнейшей судьбе царской семьи.
Соответствующее сообщение было передано в Петроград лишь 16 июля в 21 час 22 минуты. Адресованная Г.Е. Зиновьеву телеграмма, в частности содержала следующие слова: "…сообщите [в] Москву, что условленного с Филипповым суда по военным обстоятельствам не терпит отлагательства. Ждать не можем. Если ваши мнения противоположны, сейчас же, вне всякой очереди сообщить".
Фраза "условленный с Филипповым суд" служила кодовым обозначением решения о убийстве Романовых, о котором условился Голощёкин во время своего пребывания в столице. Впрочем, ее подлинность подвергается сомнению, поскольку архивный источник телеграммы отсутствует.
Центральные советские газеты сообщили о расстреле 19 июля. Вот, к примеру, как описывали «Известия» реакцию лидеров партии на расстрел:
"В последние дни столице Красного Урала Екатеринбургу серьезно угрожала опасность приближения чехо-словацких банд. В то же время был раскрыт новый заговор контр-революционеров, имевший целью вырвать из рук Советской власти коронованного палача. В виду этого Президиума Уральского Областного Совета постановил расстрелять Николая Романова, что и было приведено в исполнение 16-го июля. Жена и сын Николая Романова отправлены в надёжное место. Документы о раскрытом заговоре высланы в Москву со специальным курьером.
Президиум Ц. И. К., обсудив все обстоятельства, заставившие Уральский Областной Совет принять решение о расстреле Николая Романова, постановил: Всероссийский Ц. И. К., в лице своего Президиума, признаёт решение Уральского Областного Совета правильным".
То есть, первые лица пост фактум дали свое согласие на убийство Николая II, назвав решение Уралсовета правильным.
Тайные директивы
Отметим, что "военные обстоятельства" (приближение Чехословацкого корпуса и белой Сибирской армии), на которые ссылались члены Уралсовета, по воспоминаниям самих участников операции по ликвидации Романовых (например, И. И. Родзинского и М. А. Медведева) являются провокацией, придуманной с целью получить основания для убийства.
На основании материалов предварительного следствия и воспоминаний лиц, причастных к убийству царя, эксперты-криминалисты сегодня готовы доказать, что решение исполкома Уральского областного Совета было принято в соответствии с инструкциями первых лиц Советского государства.
Косвенным доказательством наличия устной санкции Ленина и Свердлова на убийство царя могут служить "показания" Льва Троцкого.
"Зайдя к Свердлову, я спросил его мимоходом: "Да, кстати, а что с царем?" "Все кончено, — ответил Свердлов, — он расстрелян"… "А кто принял решение?" — обратился я к нему. "Мы решили это здесь. Ильич считал, что мы не должны оставлять белым знамя, которым бы они везде размахивали, особенно в теперешних трудных условиях", - пишет Троцкий в дневнике.
Жертвы репрессий
В любом случае, ответ на вопрос, была ли одобрена ликвидация царя на высшем уровне до того, как состоялся расстрел, или после оного, два года назад потерял свое принципиальное значение. 1 октября 2008 года Президиум Верховного суда России признал Николая II и его семью жертвами политических репрессий и реабилитировал их.
Этому решению пыталась препятствовать Генпрокуратура, которая в 2005 году отметила, что Романовых не в чем реабилитировать, поскольку реабилитация - это освобождение от ложных обвинений, а царскую семью ни в чем не обвиняли, заявили в ведомстве. Кроме того, Совет, принявший решение о расстреле, не обладал судебными функциями. На что адвокат Дома Романовых Герман Лукьянов ответил, что Совет был наделен административной властью, а согласно законодательству, репрессии - "это меры принуждения со стороны государства, со стороны властей".
Таким образом, решение Президиума Верховного Суда РФ было официально признано, что расстрел был осуществлен от имени государства, следовательно, не являлся уголовным преступлением. Согласно процессуальным нормам российского законодательства, решение это окончательное и пересмотру не подлежит.
Компромиссное решение
Такое решение не удовлетворило прокурорское следствие. Не имея законных оснований оспорить статус реабилитированного царя, Соловьев поставил под сомнение намерение властей ликвидировать вместе с Николаем II членов его семьи.
В результате, в конце августа минувшего года Басманный суд Москвы постановил отменить решение о прекращении следствия по делу об убийстве Романовых, на основании того, что Президиум Верховного Cуда в своем решении о реабилитации членов семьи Романовых "не отделил Царя от членов его семьи".
Согласно материалам следствия, официального решения о расстреле других членов царской семьи и слуг органами власти не принималось. Более того, законы того времени прямо запрещали приведение смертных приговоров в отношении несовершеннолетних, а значит, расстрел цесаревича Алексея и великой княжны Марии было уголовным преступлением. В данном случае, "Уралсовет признал, что берет всю ответственность на себя", - утверждает Соловьев.
Таким образом, следователь предлагает остановиться на компромиссном решении: если Николай II был расстрелян от имени Советской России, то его родственники и их слуги стали жертвами уголовного преступления.
С таким вердиктом 17 января 2011 года Следственный комитет РФ вновь закрыл данное дело.
Подозреваемые
Интересно, что на всем протяжении такого исторически важного расследования практически "за кадром" остаются непосредственно исполнители убийства. Каноническим еще с советских времен считается список, якобы указанный в записке комиссара Чрезвычайной следственной комиссии Якова Юровского: Горват Лаонс, Фишер Анзелм, Здельштейн Изидор, Фекете Эмил, Над Имре, Гринфельд Виктор, Вергази Андреас. Все семь солдат, представленных комендантом Юровским для выполнения приговора, были венгерскими военнопленными.
При этом почти не подвергается критическому анализу происхождение данного документа. Между тем, средства печати получили его от бывшего военнопленного-австрийца И. П. Мейера, а впервые опубликована "записка Юровского" была лишь в 1956 году в ФРГ.
Заслуживает внимания версия историков В.П. Козлова и И.Ф. Плотникова, согласно которой данный документ был сфабрикован и не отображает настоящего списка расстрельщиков. По их версии, Романовых расстреляли: член коллегии Уральского ЦК - М. А. Медведев (Кудрин), комендант дома Я. М. Юровский, его заместитель Г. П. Никулин, командир охраны П. З. Ермаков и рядовые солдаты охраны – венгры (по другим сведениям – латыши). Плотников добавляет к этому списку С. П. Ваганова, А. Г. Кабанова, П. С. Медведева, В. Н. Нетребина, Я. М. Цельмса.
Потерпевшие
Между тем, снова поставлена под сомнение подлинность останков потерпевших. В конце сентября прошлого года официальный представитель Дома Романовых Александр Закатов заявил, что новые находки в деле об убийстве царской семьи являются поводом для начала нового расследования.
Речь идет об найденных 27 сентября 2010 года в Свердловской области местах сокрытия частей японских кувшинов, в которых находилась кислота для уничтожения тел членов царской семьи Романовых и их приближенных.
Отметим, что до сих пор ни Церковь, ни Дом Романовых не признают подлинность останков царской семьи, которые были найдены под Екатеринбургом в июле 1991 года. Тогда на Старой Коптяковской дороге близ Екатеринбурга было вскрыто захоронение, в котором находились останки девяти человек. Предполагается, что они принадлежат членам царской семьи: Николаю II, его супруге Александре, их дочерям - Ольге, Татьяне, Анастасии, а также лицам из их окружения - лейб-медику Евгению Боткину, комнатной девушке Анне Демидовой, камердинеру Алоизию Труппу и повару Ивану Харитонову.
В девяностые были проведены три генетические экспертизы: в 1993 году в Великобритании, в 1995 году - в США и в 1997 году - в России. На основании полученных результатов, специальная комиссия признала подлинность найденных останков семьи Романовых. После чего первое уголовное дело было прекращено. 17 июля 1998 года останки членов императорской семьи были захоронены в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.
29 июля 2007 года при проведении археологических раскопок в 70 км к югу от места первого захоронения были найдены останки еще двух человек – предположительно цесаревича Алексея и его сестры Марии.
Однако Закатов утверждает, что членам Дома Романовых "известно, что при исследовании останков был допущен целый ряд нарушений".
"Поэтому в конечном итоге расследование должно быть продолжено по всем направлениям, включая историческое и медико-генетическое", - считает Закатов.
Впрочем, перспективы этого направления следствия сегодня выглядят весьма туманно. 17 января на сайте СК РФ было размещено официальное сообщение о закрытии уголовного дела, в котором указано, что "идентификация останков членов семьи бывшего российского императора Николая II (Романова) и лиц из его свиты в настоящем постановлении подтверждена".
Заключение
Сложно не согласиться с главой юридической службы Дома Романовых Германом Лукьяновым: в этом деле "точку еще рано ставить".
Расследование уголовного дела об убийстве царской семьи прекращалось и возобновлялось пять раз. "Сам этот факт говорит, что не все сделано до конца", - считает Лукьянов.