МОСКВА, 5 июн - РАПСИ. Премия «СоУчастие» является важной составляющей успешной формулы донорства, считают представители медицинского сообщества.
В ходе пресс-конференции «Формула донорства России: лучшие практики развития донорства крови и костного мозга» заместитель председателя Комитета Государственной Думы по молодежной политике Юлия Саранова напомнила о том сложном пути, который прошло донорство крови и костного мозга — от нехватки донорской крови и доноров к сформированным запасам крови и ее компонентов и регулярному безвозмездному донорству.
«Премия «СоУчастие» стала площадкой, на которой все участники донорского движения могут познакомиться между собой, узнать коллег из регионов, обменяться опытом и построить крепкую партнерскую сеть для реализации социально значимых проектов в сфере донорства», — считает она.
Начальник Управления медицинского обеспечения экстремальных работ и Службы крови Федерального медико-биологического агентства Ольга Эйхлер отметила важность межсекторного взаимодействия, сострадание доноров и ответственность сотрудников Службы крови.
«За последнее десятилетие мы видим, что донорство развивается стабильно, растет количество доноров, регулярных и безвозмездных донаций, расширяется Федеральный регистр доноров костного мозга. Спустя два года после запуска регистра мы фиксируем не просто интерес к теме, а вполне сформированный запрос общества на развитие донорства костного мозга. Достижению таких высоких результатов способствовала качественная работа учреждений Службы крови и ответственность всех участников донорского движения, которые стремятся поддерживать структуру донорства и помогать ей подстраиваться и трансформироваться с учетом внешних вызовов», — подчеркнула Эйхлер.
Представитель ФМБА России также обозначила приоритетные задачи, которые включают переход в цифровое информационное пространство, совершенствование законодательства, расширение Федерального регистра доноров костного мозга до полумиллиона человек и донорство плазмы крови для производства лекарственных препаратов.
В свою очередь, руководитель дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО «Национальные приоритеты», член оргкомитета премии «СоУчастие» Юлия Грязнова отметила значимость межсекторного взаимодействия и коммуникационной открытости.
«Мы тогда провели достаточно много исследований, в том числе международных, и мы поняли, что нам не хватает именно института донорства. У нас была Служба крови отдельно, какие-то НКО, органы власти, общественность. И между собой все эти элементы общества были не связаны. Стояла задача познакомить их друг с другом, показать, что они нужны друг другу, показать, как они могут взаимодействовать. Большая благодарность премии «СоУчастие», потому что она продолжает поддерживать институт донорства. И сегодня мы видим, как корпорации помогают Службам крови, как НКО помогают Службам крови, как Службы крови принимают эту помощь, как Службы крови сами трансформируются, как органы государственной власти следят за тем, что у них происходит в донорстве и тоже заботятся и помогают Службам крови и НКО. И то, что все необходимые элементы общества связались и образовали институт донорства — это и есть наше главное достижение», — сказала она.
Вторым достижением, по мнению эксперта, стало смена парадигмы донорства: донорство перестало быть каким-то фантастическим героизмом, теперь оно составляющая гражданской позиции.
Грязнову поддержала первый заместитель Генерального директора НМИЦ гематологии Минздрава России, главный внештатный трансфузиолог Минздрава России Татьяна Гапонова, назвав донорство крови и костного мозга — неотъемлемой частью сформировавшегося в России гражданского общества.
«Один процент населения России являются донорами и обеспечивают все учреждения страны необходимым объемом крови и ее компонентов. Люди делают это по зову сердца, приходят сами и всегда откликаются на наш призыв. И несмотря на увеличение потребностей в донорской крови, мы все равно не слышим о дефиците, донорское сообщество полностью покрывает все наши запросы», — заверила Гапонова.
По мнению представителей медицинского сообщества, необходимо адаптировать стратегию продвижения донорства крови и костного мозга в соответствии с региональными особенностями, учитывать географические, экономические, социальные и культурные характеристики регионов. Работа с донорской аудиторией, с молодежью приносит высокие результаты, когда ведется не для проформы, а для формирования правильных поведенческих паттернов и позитивного отношения к донорству крови и костного мозга.