МОСКВА, 18 апр — РАПСИ. Отмена моратория на смертную казнь несет опасность для малоимущих граждан, которые не имеют материальных средств для того, чтобы нанять высококвалифицированного адвоката, считает президент адвокатской фирмы «Юстина», член Совета Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Виктор Буробин.
«Наличие смертной казни для малоимущих людей очень опасно, и именно они будут, прежде всего, пострадавшими от судебных ошибок», — отметил Буробин в ходе заседания Научно-консультативного совета ФПА РФ по теме «Смертная казнь: за и против. Мнение ученых».
С ним согласилась заведующая кафедрой криминологии и уголовно-исполнительного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) профессор Елена Антонян.
«Мы не должны забывать о бедных людях, о тех, которые материально не имеют возможности обеспечить свою защиту на том должном уровне, на котором хотелось бы», — сказала Антонян.
Она напомнила, что в США, где сегодня применяется смертная казнь, каждый тринадцатый смертный приговор пересматривается на предмет установления истинно виновного лица в совершении преступления, при этом происходит это уже после казни осуждённого.
Достижение адвокатуры
Во время своего выступления Буробин также отметил огромный вклад адвокатского сообщества в процесс отмены смертной казни в современной России.
«Адвокатура, отменив фактически смертную казнь, добилась самого большого результата в её истории. Именно благодаря нашей работе она была отменена... Невзирая на то, что власть как-то очень активно выступила за то, чтобы снять мораторий, мы должны всё-таки как адвокаты этого не допустить», — подчеркнул член Совета ФПА.
Кроме того, он обратил внимание коллег, что в 1996 году (последний год, когда в РФ применялась смертная казнь — прим. ред.) было зарегистрировано 29,4 тысячи убийств, а в 2022 году только 7,6 тысячи.
«Очевидные» и «неочевидные» приговоры
В свою очередь, заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, вице-президент палаты адвокатов Самарской области Дмитрий Тараборин подверг критике распространённое в обществе мнение, что смертная казнь должна применяться только в тех случаях, когда вина преступников очевидна и не вызывает сомнений.
«Нельзя де-юре разделить осуждённых на тех, чья вина доказана и очевидна, и на тех, чья вина доказана и не столь очевидна, тем более это касается тех же самых преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Все присутствующие или часть присутствующих прекрасно знают количество оговоров в этой сфере, количество весьма сомнительных приговоров, когда жертва вспоминает о совершённом над ней насилии спустя 8, 10, 15 лет, когда все доказательства сводятся к их показанию. Как судьи будут разделять очевидные и неочевидные преступления, очевидные и неочевидные приговоры?
С точки зрения презумпции невиновности каждый приговор очевиден и не может вызывать сомнений. Если есть сомнения, человек не может быть осуждён, поэтому, пока вот эта коллизия не будет разрешена, мне кажется, что говорить о возвращении смертной казни абсолютно невозможно», — подчеркнул Тараборин.
По его словам, адвокатура, проголосовавшая за отмену моратория на смертную казнь, «будет выглядеть странно».