МОСКВА, 27 дек — РАПСИ. Совет Федеральной палаты адвокатов и Комиссия ФПА по этике и стандартам (КЭС) не исключили возможность дисциплинарного преследования адвоката в связи с тем, что он отказался от защиты доверителя, сообщил бывший президент ФПА Юрий Пилипенко.
«Мы обратили внимание органов адвокатского самоуправления, что, возбуждая дисциплинарное производство при наличии допустимого повода, они должны учитывать все обстоятельства, исходя из приоритета этических требований, предъявляемых к адвокатам и к их роли в обществе и в судебном процессе, над формально-правовыми», — прокомментировал Пилипенко разъяснения КЭС о возможности адвоката отказаться от защиты в связи с тем, что доверитель перестал выплачивать ему вознаграждение.
При этом он отметил, что адвокат при заключении соглашения со своим доверителем имеет право использовать весь инструментарий, который есть в Гражданском кодексе РФ.
«В соглашение об осуществлении защиты по уголовному делу могут быть включены положения, регулирующие финансовые взаимоотношения между адвокатом и его подзащитным, их завершение в связи с отказом доверителя исполнять обязанность по уплате вознаграждения и последствия, которые могут быть этим вызваны. Мы исходим из того, что органы адвокатского самоуправления не могут запретить адвокатам составлять соглашения так, как это устраивает и их самих, и их подзащитных, если это к тому же допускается Гражданским кодексом», — сказал Пилипенко.
По его словам, вне зависимости от причин, по которым адвокат намеревается оставить своего подзащитного (а это может быть не только реализация соглашения в части отсутствия надлежащего финансирования работы адвоката, но и другая причина, например длительная болезнь), он обязан, действуя разумно и обеспечить непрерывность защиты и соблюдение интересов своего бывшего подзащитного.
«Мы не стали в Разъяснении уточнять, какие именно действия адвокат должен предпринять, поскольку полагаем, что при различных обстоятельствах они могут быть разными (например, передать досье; заранее предупредить суд, чтобы дать ему возможность вызвать адвоката по назначению; доработать, предположим, какие-то дни, пока адвокат по назначению не вступит в дело и не ознакомится с его материалами). Органы адвокатского самоуправления (квалификационные комиссии и советы) смогут дать оценку тому, насколько предпринятые адвокатом действия добросовестны и разумны», — уточнил экс-президент ФПА.