МОСКВА, 25 фев — РАПСИ. Открытие официальных представительств зарубежных онлайн-платформ в России является важнейшим условием для построения эффективного диалога с ними и соблюдения законов страны, считает депутат Госдумы РФ Антон Горелкин.
«Открытие в России представительств, обладающих основной линейкой полномочий, должно стать обязательным условием для иностранных платформ, которые работают в России и зарабатывают здесь деньги. Это условие — важнейший шаг для построения с ними эффективного диалога», — сказал Горелкин в ходе круглого стола в Общественной палате РФ, где обсуждались вопросы регулирования деятельности зарубежных IT-гигантов в России.
Эксперт посетовал, что в настоящее время IT-компании лишь зарабатывают деньги в России, а когда речь идёт о соблюдении российского законодательства, их здесь нет.
«Это серьёзный вызов, который нам предстоит решать в ближайшее время. Сегодня с учётом трендов — это не просто прихоть, а вопрос национальной безопасности», — подчеркнул депутат.
«Без этого не может идти речи о защите наших граждан, интернет-рынка и нашей государственности, в конце концов», — добавил он.
Парламентарий привёл в пример русскоязычный YouTube, где встречается реклама наркотиков, и Facebook, где, по его сведениям, также даёт рекламу наркомафия. Однако на запросы о нарушении закона ничего кроме дежурной отписки власти получить не могут.
Горелкин сообщил, что в России объём диджитал рекламы составляет 178 миллиардов рублей, при этом большая часть объема — это деньги, которые зарабатывают иностранные платформы, а часть из них не имеют представительств в России.
«Они демонстративно не соблюдают российское законодательство по всему периметру: не локализуют персональные данные наших граждан, вводят элементы цензуры, пытаются влиять на политическую жизнь. Это новые цифровые колонизаторы»,- считает депутат.
Кроме того, на этом фоне российские компании имеют несравнимо большую налоговую нагрузку и такое положение угнетает развитие отечественной IT-индустрии, отметил Горелкин.
Депутат подчеркнул, что он выступает за то, чтобы в России работали социальные сети, маркетплейсы и прочие сервисы. «Но только на российских условиях и по российским законам, иначе мы когда-нибудь дождёмся, понятно не сейчас, той ситуации, когда нам наш выбор будет диктовать американский big tech. Площадки должны присутствовать, но не быть цензорами, а остаться модераторами, как изначально это заявлялось», — добавил он.
Горелкин уверен, что выдвинутые российскими властями условия для работы иностранных IT-гигантов не спровоцируют их уход с российского рынка. Он напомнил, что страны ЕС уже несколько лет усиливают законодательное давление на крупные иностранные платформы, в результате у них открылись представительства, осуществляется поддержка пользователей, выполняются местные нормы.
Также депутат привёл в пример Австралию и Турцию, которые добились соблюдения местных законов от Google и Facebook. В этих странах были открыты представительства компаний.
В качестве одной из эффективных мер, чтобы заставить IT-платформы соблюдать местные законы, Горелкин назвал ограничение рекламы, тогда, рискуя потерять сегмент рынка, бизнес готов следовать требованиям властей.
На круглый стол были приглашены представители TikTok и Google, однако они не пришли.
Правительство России до 1 августа 2021 года должно будет представить предложения о дополнительном регулировании иностранных онлайн-платформ, работающих в России. Должен быть выработан закон об открытии официальных представительств зарубежных технологических компаний.