МОСКВА, 14 дек — РАПСИ. Центр стратегических разработок (ЦСР), Национальная ассоциация специалистов по банкротству и управлению проблемными активами «Банкротный клуб» и эксперты в ходе онлайн-конференции обсудили возможность введения корпоративных арбитражных управляющих в России.
Ранее Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) выступил с данной идеей, которую президент РФ Владимир Путин поручил правительству России обсудить при доработке поправок в закон о банкротстве до 15 декабря 2020 года.
В ходе мероприятия эксперты отмечали, что в настоящее время арбитражными управляющими в России могут быть только физические лица. Исключение сделано лишь для ГК «Агентство по страхованию вкладов», которая является сегодня единственным корпоративным арбитражным управляющим.
Вице-президент РСПП Александр Варварин рассказал, что РСПП предлагает ввести в законодательство арбитражную управляющую организацию, которая будет являться коммерческой и должна быть членом одной из саморегулируемых организаций. Она может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением публичного акционерного общества и государственного или муниципального предприятия, отметил эксперт.
В такой коммерческой организации должно быть не меньше трех арбитражных управляющих, работающих по трудовому договору, а размер ее уставного капитала и чистых активов должен составлять не менее десяти миллионов рублей. При этом арбитражным управляющим, состоящим в этой организации, должно принадлежать не менее 51% доли уставного (складочного) капитала. Численность арбитражных управляющих в коллегиальном исполнительном органе коммерческой организации должна быть более 50% состава такого исполнительного органа, а лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации должно быть арбитражным управляющим, добавил Варварин.
Эксперты по-разному оценили предложенную РСПП идею. Директор Союза СРО арбитражных управляющих Кирилл Ноготков отметил, что «предложение о корпоративном арбитражном управляющем в целом интересно и своевременно». По его мнению, необходимо доработать механизм ответственности с учётом того, что страхование арбитражных управляющих в настоящий момент фактически не работает. Также нужно скоординировать предлагаемую норму с механизмом назначения арбитражного управляющего, считает глава организации.
Начальник Управления принудительного взыскания и банкротства Сбербанка Евгений Акимов идею РСПП не поддержал. Он сказал, что ведение процедуры конкретным физическим лицом позволяет оценить его компетенцию, совершаемые правонарушения и соответственно применять меры ответственности. В случае введения института коллективного управляющего такая ответственность, как считает Акимов, может размываться между его членами.
Арбитражный управляющий Сергей Домнин отметил, что концептуально идея может быть реализована только в формате договора простого товарищества арбитражных управляющих без образования юридического лица и при условии обеспечения равенства коллективных арбитражных управляющих с индивидуальными.
Идею объединения управляющих для совместного управления процедурами председатель «Банкротного клуба» Олег Зайцев считает интересной и полезной. Но важно, чтобы это было строго личным объединением в виде товарищества, членами которого могут быть только уже допущенные к профессии управляющие и которые несут солидарную ответственность по его долгам, подчеркнул руководитель клуба.
Эксперты ЦСР Екатерина Папченкова и Билал Курбанов рассказали о зарубежных подходах в этом вопросе. Так, в Германии довольно жестко стоят на позиции, что арбитражным управляющими могут быть только физические лица.
В 2016 году Конституционный суд Германии подтвердил конституционность запрета для юридических лиц выполнять функции арбитражных управляющих. В качестве аргумента Конституционный суд указал, что «надлежащее осуществление производства по делу о несостоятельности во многом зависит от квалификации и надежности конкретного физического лица, которое суд по делам о банкротстве считает заслуживающим доверия и которое постоянно контролирует, исходя из его личной репутации и профессиональной квалификации. Нельзя сказать, что юридические лица имеют сопоставимое личное и профессиональное доверие».
Только физическими лицами могут быть арбитражные управляющие также в Австралии, Великобритании и Новой Зеландии, напомнили эксперты. Институт коллективных арбитражных управляющих существует в США, Канаде, Франции, Швейцарии и Австрии, в том числе в форме товариществ.
Примечательно, что Верховный суд Швейцарии, указывая на возможность назначения юридических лиц в качестве арбитражных управляющих, аргументировал это тем, что преимущество юридических лиц перед физическими состоит в том, что они имеют уже созданную, хорошо скоординированную организацию, в которую интегрированы разные специалисты (юристы, аудиторы и т.д.), что позволяет лучше справляться со сложными и масштабными банкротствами, заметили эксперты ЦСР. Юридическое лицо в любом случае несет ответственность за своих работников, а значит, в случае причинения ими убытков кредиторам за их действия будет отвечать юридическое лицо, чьи финансовые возможности часто выше, чем у физического лица.