МОСКВА, 3 сен — РАПСИ. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ выдала Московскому кредитному банку предупреждение о нарушения закона о защите конкуренции при рекламе пенсионной карты «Мудрость», говорится в сообщении ведомства.
Банк должен надлежащим образом раскрыть сведения об условиях начисления повышенного процента клиентам-получателям различных социальных выплат, отметила антимонопольная служба.
Как говорится в сообщении Московский кредитный банк, по пенсионной карте «Мудрость», которую выпускает с конца 2018 года, изменил условия начисления процентов на остаток денежных средств. Условия затрагивают как новых, так и действующих клиентов банка на всей территории России.
С начала февраля 2020 года на сайте банка появилась информация о начислении «4,5% годовых при зачислении пенсий, в иных случаях – 4% годовых». Других разъяснений и указаний на сайте не содержалось, сообщила ФАС.
Однако по факту повышенную процентную ставку в 4,5% банк использовал при зачислении пенсионных выплат от Пенсионного фонда РФ и других ведомств, только если назначение платежа содержало слово «пенс», а также других социальных выплат.
«Формулировка «при зачислении пенсии» могла ввести потребителей в заблуждение. Пенсии могут направляться не только из ПФР, но и из других ведомств, как, например, у военных пенсионеров. Считая себя пенсионерами исходя из общепринятого понимания, потребители могли прийти к выводу, что условия о повышенном проценте распространяются на них автоматически», – пояснил заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров.
Кроме того, «исходя из используемой в рекламе банка формулировки «иные социальные выплаты» у потребителей также могло возникнуть логичное впечатление о том, что речь идет о любых видах социальной поддержки в денежной форме от уполномоченных органов и организаций в общепринятом понимании».
Полученные по запросу ФАС России пояснения кредитной организации содержали указания на собственное толкование банком категорий «пенсионных» и «иных социальных выплат». Под «иными социальными выплатами» банк предполагал выплаты, которые осуществляли только те органы социальной поддержки, с которыми у банка заключено соглашение. В настоящий момент таких организаций всего две: в Москве и Московской области, заметило ведомство.
После получения запроса от ФАС России банк на своем сайте разместил перечень отделений ПФР и органов социальной поддержки, с которыми заключил соглашение. Но так как ни указаний на взаимосвязь этого перечня с условиями начисления процентов по карте, ни других изменений описания условий карты «Мудрость» на сайте и в распространяемой рекламе сделано не было, действия банка, по информации ФАС, оказались неинформативными.
«Московский кредитный банк 1 августа 2020 года также обновил редакцию тарифов. Однако документ не содержит сведений о способах получения информации о содержании назначения платежа по получаемым выплатам и не закрепляет перечень соответствующих органов социальной поддержки. Перечень не указывает и на территориальное ограничение применения условия в части «иных социальных выплат» исходя из фактически заключенных соглашений только с органами и организациями Москвы и Московской области», – рассказала заместитель начальника Управления контроля финансовых рынков ФАС России Александра Нестерова.
Ни размещение банком списка отделений ПФР и соцподдержки, ни внесение изменений в тарифы не достигли главной цели: полноценного информирования граждан обо всех условиях предоставления заявленной банком услуги, считает Кашеваров. «Как именно потребители должны узнать об используемых в назначении платежа обозначениях, которые они в общепринятом смысле считают пенсиями, остается непонятным», – отметил заместитель руководителя ФАС.
Учитывая неполную и разрозненную информацию, распространяемую банком на сайте и в рекламе, у потребителей могло возникнуть ложное мнение об условиях начисления процентов на остаток денежных средств по пенсионной карте «Мудрость».
Таким образом, ФАС России установила в действиях Московского кредитного банка наличие признаков нарушения статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.
На основании установленных фактов служба выдала банку предупреждение о прекращении таких действий и о принятии мер по устранению их последствий. Предупреждение подлежит исполнению в течение 20 дней с момента его получения банком.