МОСКВА, 20 апр - РАПСИ. VIII Всероссийский съезд адвокатов принял Стандарт осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве, изменения и дополнения в Кодекс профессиональной этики адвоката (КПЭА) и в устав Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ, говорится в сообщении адвокатской палаты.
Также приняты две резолюции и обращение, отражающие консолидированные позиции адвокатского сообщества по актуальным вопросам адвокатской деятельности и адвокатуры.
Первый стандарт адвокатской профессии
Стандарт осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве подготовлен согласительной комиссией под руководством первого вице-президента ФПА РФ Евгения Семеняко.
В преамбуле этого документа подчеркивается, что он содержит минимальные требования к деятельности адвоката, осуществляющего защиту по уголовному делу, установление которых не ограничивает адвоката в целях защиты прав и законных интересов подзащитного в использовании иных средств, не запрещенных законодательством. Комиссия ФПА по этике и стандартам дает по вопросам применения Стандарта разъяснения, которые утверждаются Советом палаты и являются обязательными для всех адвокатских палат и адвокатов.
Новые нормы этики
Представляя делегатам проект изменений и дополнений в КПЭА, рекомендованный Советом к принятию съездом, президент ФПА Юрий Пилипенко напомнил, что споры при обсуждении этого проекта вызвали, в первую очередь, поправки, вносимые в статьи 9 и 25 КПЭА.
Обосновывая необходимость включения в статью 9 КПЭА изменений и дополнений, направленных на защиту авторитета адвокатуры, Пилипенко сказал: если некоторые члены корпорации, например, публично заявляют о том, что адвокатура насквозь коррумпирована и срослась с правоохранительными органами, то «маятник вседозволенности качнулся слишком далеко».
«Следует четко определить границы того, что можно адвокату, а что нельзя, – продолжил он. – Мы понимаем, что нельзя покушаться на критику, и конструктивная критика, направленная на решение проблем корпорации, нами приветствуется. Но авторитет адвокатуры – это ценность, на защиту которой нам надо встать плечом к плечу».
Поправками, вносимыми в статью 25 КПЭА, устанавливается, что решение совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката может быть обжаловано лицом, привлеченным к дисциплинарной ответственности, в суде в связи с нарушением процедуры его принятия.
Комментируя эту норму, Пилипенко пояснил, что в течение многих лет существует практика, при которой суды, как правило, не вмешиваются в оценку обстоятельств, послуживших основанием для привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности. Введение изменений и дополнений в статью 25 КПЭА обусловлено тем, что применение материальных норм Кодекса должно находиться исключительно в компетенции дисциплинарных органов адвокатского сообщества.
Глава ФПА привел некоторые статистические данные из отчета совета палаты за 2015–2016 года: «Адвокатура настолько зрелая и достойная корпорация, что сама в состоянии определить границы поведения, допустимого для адвоката. За минувшие два года, например, было рассмотрено более 10 тысяч дисциплинарных производств, 5,9 тысячи из них закончились вынесением дисциплинарных взысканий».
Устав ФПА РФ
Съезд адвокатов принял изменения и дополнения в устав ФПА, вызванные необходимостью привести этот документ в соответствие с действующей редакцией Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», а также расширить положения, направленные на развитие научной деятельности ФПА РФ, ее взаимодействия с органами государственной власти и институтами гражданского общества.
Устав дополнен, в частности, главой 40.1, предусматривающей образование в ФПА Общественно-консультативного совета, в задачи которого входят обсуждение вопросов взаимодействия палаты с органами государственной власти и институтами гражданского общества, а также выработка направлений реализации такого взаимодействия. Членами Общественно-консультативного совета могут быть адвокаты, государственные служащие, ученые-правоведы и иные лица, обладающие высоким авторитетом и общепризнанной правовой квалификацией. Общественно-консультативный совет избирается Советом ФПА по представлению президента адвокатской палаты сроком на четыре года.
Оплата труда
Съезд принял резолюцию «Об оплате труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению». Для улучшения ситуации с оплатой и надлежащего обеспечения конституционных прав граждан съезд в этом документе предлагает принять целый комплекс мер, в том числе:
– увеличить бюджетное финансирование расходов на защиту граждан в уголовном судопроизводстве по назначению и установить базовый (минимальный) размер оплаты труда адвоката-защитника по назначению в размере от 3 тысяч рублей за один день участия в уголовном судопроизводстве, либо перейти на почасовую оплату труда адвоката с минимальной ставкой оплаты от 700 (семисот) рублей в час;
– производить ежегодную индексацию размера оплаты труда адвоката по назначению с привязкой к индексу потребительских цен или к минимальному размеру оплаты труда;
– прекратить практику погашения задолженности предыдущего года за счет бюджетных средств, предусмотренных на текущий год, и своевременно выделять необходимые денежные средства на покрытие дефицита по оплате защиты по назначению в случае его возникновения;
– определить единый орган со специальными полномочиями по определению размера и выплате вознаграждения адвоката за работу по назначению, с тем чтобы исключить эти полномочия у правоохранительных и судебных органов, которые в настоящее время совмещают их с полномочиями принимать решение о назначении адвоката для осуществления защиты в уголовном судопроизводстве.
Участие в уголовном судопроизводстве
Также съезд принял резолюцию «О Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», в которой отмечает, что адвокатским сообществом с одобрением встречен этот закон, инициированный Президентом РФ Владимиром Путиным и подписанный им 17 апреля.
Съезд призвал российских адвокатов пользоваться инструментарием, который предоставляет ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», а также ранее принятый ФЗ от 2 июня 2016 года «О внесении изменений в статьи 5.39 и 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», в соответствии с теми правовыми целями, ради достижения которых указанные федеральные законы принимались. Органы адвокатского самоуправления съезд призвал приложить все усилия к формированию правоприменительной практики на основании принятых новелл уголовно-процессуального законодательства и законодательства об адвокатуре в интересах справедливого правосудия и защиты законных прав граждан, подвергшихся уголовному преследованию.
Кодекс и Стандарт
Съезд адвокатов принял обращение «О соблюдении норм Кодекса профессиональной этики адвоката и Стандарта осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве».
В документе отмечается, что принятые съездом адвокатов изменения и дополнения в Кодекс профессиональной этики адвоката, а также Стандарт осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве явились результатом учета изменений, внесенных в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», и реализации решений предыдущих съездов и совета ФПА.
Положения, которыми дополнен Кодекс профессиональной этики адвоката, направлены прежде всего на приведение норм КПЭА в соответствие с новеллами закона об адвокатуре, касающимися статуса, порядка формирования, деятельности и полномочий Комиссии по этике и стандартам, а также наделения президента ФПА дополнительным полномочием по возбуждению дисциплинарного производства в отношении адвоката в исключительных случаях, предусмотренных законом.
Совершенствование норм кодекса этики обусловлено также необходимостью учета позиций, сформулированных в обращении VI Всероссийского съезда адвокатов «О соблюдении правил профессиональной этики» и в Правилах поведения адвокатов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», принятых решением Совета ФПА от 28 сентября 2016 года
Принятые VIII съездом новеллы кодекса этики о сроке допуска к сдаче квалификационного экзамена на приобретение статуса адвоката лицом, чей статус адвоката прекращен в дисциплинарном порядке, о сроке представления в квалификационную комиссию письменных доказательств и документов, а также некоторые уточнения норм кодекса о круге профессиональных обязанностей адвоката обусловлены назревшими потребностями практики дисциплинарного производства адвокатских палат субъектов РФ. Они не ущемляют независимость адвоката в профессиональной деятельности, не нарушают свободу выражения мнений и другие общепризнанные права и свободы человека и гражданина, закрепленные Конституцией РФ.
Целями поправок в кодекс этики, продиктованных заботой адвокатского сообщества об авторитете адвокатуры, являются не ограничения адвоката в свободе выражения мнения, включая критическое мнение, а недопустимость злонамеренной лжи, распространения сведений, не соответствующих действительности, и употребление выражений, умаляющих авторитет адвокатуры, защита и поддержание которого является обязанностью каждого члена корпорации.
Принятие Стандарта защиты вызвано велением времени и требованиями, закладываемыми Министерством юстиции РФ в проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, а также решением VII Всероссийского съезда адвокатов 2015 года о создании Комиссии ФПА по этике и стандартам, одной из задач которой стала разработка стандартов адвокатской профессии. Стандарт разработан с учетом многолетней адвокатской практики, накопленной адвокатами и адвокатскими палатами, и призван служить для адвоката руководством при определении обязательных действий в процессе осуществления защиты.
VIII Всероссийский съезд адвокатов призывает адвокатское сообщество поддержать новеллы кодекса этики и Стандарт, которые учитывают общие интересы корпорации.