МОСКВА, 14 июн - РАПСИ. Правозащитники призывают не драматизировать ситуацию, связанную с повышением требований подачи жалоб в Европейский суд по правам человека, и чтобы избежать отклонения заявлений, рекомендуют при их составлении обращаться за помощью к юристам.
Как сообщила в четверг газета "Коммерсант", ЕСПЧ начинает отклонять по формальным основаниям неправильно составленные жалобы граждан пяти стран, в том числе и России, без права на их повторную подачу.
"Общеизвестный факт, что Европейский суд по правам человека не просто загружен, а находится на грани коллапса по числу жалоб, которые поступают туда для рассмотрения", - отметил глава правозащитной организации "Агора" Павел Чиков.
"Последние годы основная задача администрации Европейского суда - разрешить эту проблему. И они ее пытаются разрешить разными способами", - сказал РИА Новости Чиков.
Он считает, что основные формальные требования, которые сейчас введены, "не такие уж чудовищные".
"Просто те вещи, которые раньше считались рекомендациями и Европейский суд просил, чтобы заявители их учитывали при обращении, теперь стали императивом", - отмечает правозащитник.
Чиков перечислил три требования, без выполнения которых теперь ЕСПЧ не будет рассматривать жалобы: документ должен быть подан согласно установленному формуляру, который есть на сайте ЕСПЧ, в том числе на русском языке; к заявлению должно быть приложено резюме на 1,5-2 страницы в виде кратного содержания дела (исключение составляют дела, касающиеся нарушения права на жизнь и пыток); в первоначальном пакете документов должна быть доверенность заявителя. Правозащитник отметил, что эти требования были оглашены на конференции в ЕСПЧ 5-6 июня, которая проходила для юристов, работающих в Страсбурге.
"Я не думаю, что Европейский суд имел целью что-то иное, кроме как усилить фильтр при входе. Вряд ли он какие-то иные цели преследовал. Другое дело, на что это повлияет", - сказал Чиков.
При этом он согласился с тем, что теперь подать жалобу в ЕСПЧ будет сложнее, однако, по мнению Чикова, "слишком драматизировать ситуацию не нужно".
По его словам, отказы в рассмотрении жалоб могут коснуться, прежде всего, тех дел, в которых заявителями выступают сами граждане или их адвокаты, которые в достаточной мере не знакомы с процедурой обращения в ЕСПЧ.
"Те, кто специализируются, они, безусловно, оперативно скорректируют. Те, кто подают жалобы самостоятельно, они могут нарваться на отказ. Я так думаю, что эти отказы могут касаться сотен обращений ежегодно из России", - сказал Чиков, отметив, что согласно статистике Страсбургского суда, 97% заявлений, поступающих от россиян, составлены неправильно.
Он добавил, что первые отказы по формальным основаниям начали поступать с осени прошлого года.
"В какой-то степени эти повышенные требования спровоцируют дальнейший рост профессионализации ЕС", - считает правозащитник.
Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева сказала РИА Новости, что высокие требования к составлению жалоб в ЕСПЧ существуют не первый день.
"У них есть определенные правила составления документов, сроки и так далее. Они очень строго к этому относятся. Это всегда было, что часть документов, неправильно оформленных, отклоняют. Надо уметь это делать", - сказала Алексеева.
По ее мнению, составлением жалоб в ЕСПЧ должны заниматься профессионалы.
"Когда к нам (в МХГ) обращаются, мы помогаем, чтобы правильно были оформлены документы и чтобы их приняли. Это не сегодня, у них (в ЕСПЧ) всегда такое правило", - отметила Алексеева.
Лидер движения "За права человека" Лев Пономарев сказал РИА Новости, что узнал из сообщений СМИ о повышении требований к жалобам в ЕСПЧ.
"Услышал все это тоже по средствам массовой информации и хотел бы в этом разобраться... Мне кажется, это тревожно, с одной стороны. С другой стороны, надо понять, ускоряет это процесс или замедляет", - сказал Пономарев.
При этом его насторожил тот факт, что отклоненная по формальным основаниям жалоба не может быть подана повторно.
"Допустим, если первый раз было неграмотно подано, то надо дать людям правильно написать. Мне кажется, что поверхностно выглядит это неправильным", - считает правозащитник.