Петербургский Международный экономический форум (ПМЭФ) стал площадкой для подписания соглашения между Уполномоченным по защите прав предпринимателей в городе Москве и РАПСИ. Основной целью документа является организация информационного сотрудничества, направленное на поддержку предпринимателей Москвы, проведение анализа системных проблем, связанных с рейдерством, коррупцией, административным давлением и уголовным преследованием субъектов предпринимательской деятельности.

После подписания соглашения мы воспользовались случаем и задали несколько вопросов бизнес-омбудсмену Москвы Татьяне Минеевой.


- Сейчас идет активный процесс цифровой трансформации государства и бизнеса, который нацелен на создание комфортной среды для поддержки предпринимателей в сфере цифровой экономики и нормотворческих инициатив по защите прав бизнеса. Предприниматели готовы к новому формату ведения бизнеса? Получают ли они поддержку?

- Государство активно поддерживает такую трансформацию бизнеса. Конечно, беспрецедентные меры поддержки получают IT-компании. Это и льготное налогообложение и специальные льготы для сотрудников компаний, развивающих информационные технологии. Поддержка других отраслей экономики зависит в первую очередь от активности бизнеса. То есть, государство поддерживает не бизнес, а инициативность бизнеса в процессах модернизации и цифровизации своих предприятий. Если предприниматели готовы вкладываться в это они получают помощь. В Москве насчитывается 50 форм государственной поддержки бизнеса. Их нужно только изучить... 

- В регионах нет таких бюджетов, как в Москве. Получают ли они помощь от своих властей?

- Я общаюсь со всеми бизнес-омбудсменами страны. Да, предпринимателям помогают. Конечно, вряд ли региональные бюджеты смогут выдавать по примеру Москвы гранты по 100 миллионов рублей своим даже самым передовым предприятиям, но любой регион может также изучить опыт Москвы и сделать арендную плату за землю в 1 рубль тем предприятиям, которые вкладываются в производство либо в перепрофилирование производства или делать налоговые послабления. Большая проблема в регионах, да и в Москве тоже – это административное давление на бизнес. Поэтому, может быть, и не нужно в регионах давать большие гранты, а скорее сделать так, чтобы никто не мешал бизнесу развиваться. Ведь не смотря на мораторий на проверки, опрос предпринимателей страны показал, что проверки существуют. Хотя во многих случаях это результат корпоративных споров. В целом же, адресная поддержка бизнеса существует, в том числе на трансфер технологий в Россию.

- Что вы подразумеваете под трансфером технологий?

- Приобретение навыков, новых знаний, методов производства, создание современных технологий, передача их более широкому кругу потребителей, для использования, а также дальнейшего развития и трансформации навыков, знаний, методов и технологий, что должно вылиться в создание новых продуктов, процессов и приложений, материалов или услуг. И так по новому круге на новом уровне..

- В чем ваша задача?

- Усилиями одного только государства трансфера технологий не осуществить. Бизнес-омбудсмен – это медиатор между бизнесом и властью. И моя задача найти инициативных предпринимателей, привлечь их к диалогу для того, чтобы они вошли в эти тренды: в трансфер технологий, в "цифру", в технологические кластеры и отраслевые сообщества. Новации ведут к оптимизации расходов, и, увидев перспективу оптимизации, государство готово оказывать поддержку бизнесу, в том числе используя механизм офсетных контрактов. 

- Что может спровоцировать рост числа компаний нового формата ведения бизнеса? 

- Прямая экономическая поддержка бизнеса необходима, но недостаточна, чтобы раскрыть весь потенциал роста отечественных предприятий и их позитивного влияния на отечественную экономику. На недавно прошедшем XIII Международном IT-форуме в Ханты-Мансийском автономном округе как никогда остро была отмечено тенденция отставания правовой базы, правоприменительной практики от реалий технологических решений и запросов бизнеса и государства в условиях цифровой трансформации. И сейчас именно развитие цифрового права самая актуальная задача. Ее необходимо решать для снятия ограничений как в развитии бизнеса для потребителя цифровых сервисов, так и собственно для компаний – поставщиков и разработчиков этих сервисов. 

- Есть ли запрос на правовое просвещение предпринимателей в сфере цифрового права?

- Есть и запрос и необходимость. Для примера, в этом году я получила 5 300 обращений от предпринимателей с жалобами на действия властей и контролирующих органов. Но половине из них я не могу помочь. Потому что они сами не правы. Я вижу банальное отсутствие правовой грамотности и нежелание тратить деньги на юристов и адвокатов, а как результат – налоговая проверка, которая выявляет конкретные нарушения. Санкции налоговиков могут привести не только к административным последствиям, но к обоснованному уголовному преследованию.

- Возможно ли организовать образовательный проект в экосистеме уполномоченного?

- Он уже есть. В Москве работает 36 общественных приемных, где юристы бесплатно консультируют предпринимателей, помогают в решении проблем сами или помогают составить грамотное обращение в мой аппарат.

Также у нас запущен проект "Молодежная школа Уполномоченного". В рамках этого проекта специалисты аппарата проводят бизнес-уроки для школьников. Цель нашей программы – развить навыки предпринимательского мышления, научить самостоятельно принимать решения, анализировать риски, ставить перед собой большие цели и достигать их. Но не только в этом. В Москве очень предприимчивая молодежь. В городе насчитывается 30 тысяч стартапов несовершеннолетних. Это и IT-стартапы, и разные формы блогерства. При этом большинство не соблюдают действующие нормы. Они не регистрируют формы собственности, не регистрируются, как самозанятые, не платят налоги. А наша цель научить их правилам.

- У сообщества Уполномоченных были планы по внесению поправок для расширения судебных полномочий бизнес-омбудсменов. Они осуществились?

- Да, в мае 2022 года правительством РФ в Госдуму был внесен проект поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях, согласно которым региональные уполномоченные по защите прав предпринимателей получат право защищать бизнесменов в суде по делам об административных правонарушениях. То есть, если эти поправки будут приняты, уполномоченные в субъектах смогут участвовать судах в качестве защитников. До настоящего времени таким правом был наделен только Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей.

Кроме этого, могу сказать, что в Центр законодательных инициатив поступил проект по внесению изменений в федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ", суть которых состоит в том, чтобы омбудсмены в регионах могли назначать общественных представителей для участия в мероприятиях проводимых контрольно-надзорными органами в отношении предпринимателей. Просто физически один Уполномоченный на весь регион не способен оказать тот объем поддержки и защиты, в котором нуждается бизнес при проверках.

- Сейчас пара вопросов, касающихся регионов. Можно?

- Да, конечно. Мы следим за ситуацией не только в Москве, но и за тем, что происходит в стране в целом.

- В Москве прошла мусорная реформа, в Петербурге и во многих других регионах она еще не закончена. Понятно ли из столичного опыта, с какими трудностями могут столкнуться предприниматели в регионах и, соответственно, какая помощь им понадобится на региональном уровне?

- Хотела бы выделить две стороны этого вопроса, ведь участвуют в реформах не только собственно предприниматели, оказывающие услуги по вывозу "мусора", но и потребители.

Начну с предпринимателей – потребителей услуг. В адрес Уполномоченного неоднократно поступали обращения от общественных организаций, объединений предпринимателей, работающих в ритейле, в которых в качестве мер поддержки указывалась необходимость "заморозки" тарифов на вывоз мусора. Поддерживаю данную инициативу как одну из антикризисных мер. 

Теперь об участниках сферы обращения с отходами. Суть в том, что предприниматели, которые занимались ранее вывозом мусора, переходят в роль поставщика услуг не потребителю, а региональному оператору. Оказывая ему услуги по транспортировке твердых коммунальных отходов (ТКО), оказываются не в равных позициях. И надо признать, что этот переходной этап до того момента, пока региональный оператор сам не сформирует все необходимые транспортные мощности. В Москве была проведена так называемая "Мусорная реформа" и она предоставила возможность для бизнеса, который занимался ранее транспортировкой ТКО на полигоны (признаю, что порой варварски загрязняя окружающую среду) выходить на концессии по сортировке, транспортировке и переработке полезных фракций.

Сейчас сортировка – обязательный этап работы с отходами при переходе на схему работы с региональным оператором. Это прописано в Национальном проекте "Экология" и глубокая переработка мусора должна быть реализована в нашей стране в до 2030 года. К примеру, для того, чтобы вкладывать средства в строительство сортировочных узлов (а это затраты от 2 миллиардов рублей и более), в первую очередь нужно иметь гарантии от региона по объему и тарифам на эти услуги. Для стабильной работы таких компаний нужны большие объемы отсортированного мусора. Государство уже создало все необходимые инструменты: есть работающая для этого правовая база – концессии, и от позиции региональных властей зависит скорость заключения подобных соглашений. Предприниматели сферы обращения с отходами вполне могут перепрофилировать свой бизнес под эти новые рыночные ниши. Мы – уполномоченные – в регионах поможем.

- Кинотеатры – та сфера, которая очень сильно пострадала от антироссийских санкций. Предполагается ли поддержка кинотеатров в тяжелый для них период?

- Могу сказать, что в мой адрес не поступало обращений от владельцев кинотеатров с просьбой подключиться к решению проблем их отрасли. Однако обращения были от инвесторов и владельцев торгово-развлекательных центров (ТРЦ). Эта проблема является более системной и объемной, чем просто проблема отдельной группы предпринимателей. Соответственно и поддержка тоже должна носить такой же характер. Известно, что кинотеатры, которые, как правило, находятся в ТРЦ, генерировали часть так называемого трафика покупателей. Снижение количества зрителей в кинотеатрах негативно отражается и на всем балансе спроса на товары и услуги данного ТРЦ и наносят финансовый ущерб по цепочке услуг и для инвесторов и владельцев данных центров. Правительство РФ предусмотрело свои меры поддержки этой индустрии. Они известны. В Москве дополнительно принято решение о компенсации затрат по лицензионным договорам на прокат российских фильмов и анимации. Так, город профинансирует 100 процентов расходов, понесенных в период с 1 января по 31 мая 2022 года, а также 50 процентов расходов за время с 1 июня по 31 декабря 2022 года. Для одного кинопрокатчика максимальный размер выплат составит 50 миллионов рублей. Помимо этого, гранты выделят на рекламу отечественного кино.

Регионы же могут помочь кинотеатрам заморозкой стоимости коммунальных услуг, снижением арендной платы, налога на имущество.

Беседовал Михаил Телехов