Кто принимает решение о применении масок и перчаток в каждой конкретной организации, на какие меры поддержки может расчитывать станция технического обслуживания и являются ли пассажироперевозки пострадавшей от пандемии отрасли -  общественный уполномоченный по транспорту, член Совета московской «Деловой России» Артур Терисаян отвечает на вопросы читателей агентства. 

РАПСИ до конца года принимает вопросы и публикует на них ответы экспертов в рамках совместного проекта уполномоченного по защите прав предпринимателей в столице Татьяны Минеевой «Дежурный по Москве» и московской «Деловой России». 


- Я владелец авторемонтной мастерской. Скажите, какие нормы по средствам индивидуальной защиты я обязан соблюдать на предприятии? Необходимо ли мне вводить систему QR-кодов? Если, да, то куда обращаться, чтобы подключиться к этой системе?

- Теперь за отсутствие на рабочем месте маски и перчаток оштрафуют. Убытки понесет и сотрудник, и компания. Для юридических лиц штраф составит от 100 тысяч до 300 тысяч рублей, для ИП — от 30 до 50 тысяч рублей. 

Согласно нормативным актам, предприятие не обязано выдавать маски и перчатки, но оно обязано обеспечить безопасность сотрудников (здесь можно ссылаться на письмо Роспотребнадзора от 10.03.2020 №02/3853-2020-27). А значит, вопрос приобретения средств защиты ложится на плечи компании. 

Выдачу масок, перчаток и дезинфицирующих средств должен организовать работодатель. Если компания хочет, чтобы ее работники ходили в защитных средствах, то она должна их предоставить. Если предприятие не предоставляет маски и перчатки сотрудникам, то требовать от них ношения и самостоятельного приобретения недопустимо.

Таким образом, решение о применении масок и перчаток в каждой конкретной организации принимает работодатель, при этом нужно помнить, что это позволит соблюсти законодательство в рамках обеспечения безопасности на предприятии.

QR-код тоже рекомендуется установить (Указ Мэра Москвы от 08.06.2020 №68-УМ). Но рекомендации в нашей системе зачастую приравниваются к обязательствам, когда вопрос доходит до проверки.  

QR-код формируется для каждого фактического адреса здания, строения, сооружения (помещения в них). Для этого необходимо зайти в раздел «Услуги для бизнеса» на сайте mos.ru и сформировать там код для вашей компании. 

QR-код и текст с информацией для регистрации распечатайте и разместите при входе в здание.

- У меня в собственности есть несколько СТО. Какие меры поддержки может получить такой бизнес? Почему мы не вошли в список пострадавших отраслей? Есть ли возможность  это изменить?

- Мне сложно ответить на вопрос, который решается не представителями бизнеса. Каких-то принципиальных оснований не включить отрасль в перечень пострадавших нет. Формально, станции технического обслуживания могли работать в период пандемии, но в Москве их деятельность была запрещена решением городского правительства. Работали только те, кто обслуживает ведомственный транспорт. А это капля в море. 

Ассоциация станций технического обслуживания инициировала просьбу о включении этой сферы в перечень пострадавших, но это просьба до сих пор не услышана. 

Спрос на услуги авторемонта за период пандемии упал в разы. Отрасль потеряла около 60% своего оборота. До ремонта ли автомобиля людям, когда все мысли были о сохранении здоровья? Конечно, нет! Ситуация показывает, что и сейчас сфера не восстановила прежние объемы. У автовладельцев нет средств на ремонт авто, а значит, автосервисы будут сокращать людей, искать меньшие площади, оптимизировать расходы. 

За последние 2 года средний возраст автомобиля в российском автопарке вырос с 10 до 12 лет. Это значит, что средств на замену транспорта большинство граждан не имеет. И роль качественного ремонта в такой ситуации в разы возрастает. Не будем забывать, что автомобиль - средство повышенной опасности, а значит требует правильного обслуживания.

Мы еще не раз обратимся с вопросом включения отрасли ремонта транспорта в перечень пострадавших, но здесь важен фактор объединения участников бизнеса в единую саморегулируемую организацию. 

Но здесь стоит подчеркнуть, что у некоторых СТО в перечне ОКВЭД есть следующие: 

45.32 Торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями;

45.40.2 Торговля розничная мотоциклами, их деталями, составными частями и принадлежностями в специализированных магазинах;

45.40.3 Торговля розничная мотоциклами, их деталями, составными частями и принадлежностями прочая.

В этом случае СТО попадет в перечень пострадавших и сможет воспользоваться всем перечнем льгот.  

- ​У меня компания-перевозчик в одном из районов Московской области. Возим между поселками и деревнями. И весной и сейчас число пассажиров резко снизилось, так как многие из них – пенсионеры, а им и сейчас рекомендовано сидеть дома. Являются ли пассажироперевозки пострадавшей отраслью? На какую поддержку мы можем рассчитывать?

- Пассажирские перевозки попали в перечень пострадавших отраслей. Но здесь важно понимать, что право на получение льгот и субсидий определяется не содержанием деятельности, а ОКВЭДом (видом экономической деятельности), который указан в документах компании. Зачастую сменив сферу и формат работы, предприниматели забывают переоформить документы. Эта, казалось бы, формальность лишает привилегий. Поэтому рекомендую посмотреть ваш ОКВЭД, если он соответствует деятельности, то право на льготы вам обеспечено. 

Вам предоставляется отсрочка по налогам (но только при условии отсутствия задолженности по налоговым выплатам в период до 1 марта этого года). Если вы добросовестный налогоплательщик – проблем не возникнет. И слово «отсрочка» здесь ключевое, то есть заплатить налоги за этот период вам придется, но позже. 

В банке можно получить кредит под 0% на выплату заработной платы по числу сотрудников компании. 

Если вы арендуете помещение, принадлежащее городу, то получите арендные каникулы. Если у частного лица или компании – на усмотрение владельца. Вы можете написать письмо, но закон не обязывает арендодателя освободить вас от оплаты.

Если у вас есть оформленный на компанию кредит в банке или транспорт взят в лизинг, смело подавайте запрос на кредитные каникулы. 

- В рамках мер по поддержке экономики замораживали или снижали многие налоги. А что насчет обязательных платежей? Конкретно: нет ли послаблений по системе «Платон?» Может быть они планируются в 2021 году?

- К сожалению, платежи по системе «Платон» так и не были пересмотрены. Профессиональным сообществом выработано это предложение и направлено в соответствующие органы власти, но ситуация пока не решена в пользу бизнеса. Надеюсь, что компромисс в этом вопросе будет найден. 

- В связи с пандемией сильно выросла роль e-commerce во всех секторах. Если брать сектор СТО, как тут развивается ситуация? В каком направлении будет развиваться цифровизация отрасли?

- Цифровизация сферы СТО в сложившихся условиях неизбежна. И это связано не с периодом пандемии, а с общим мировым трендом выстраивания прозрачных отношений между автовладельцем и СТО. В Европе (и особенно в Китае) агрегаторы станций технического обслуживания уже давно развиты. Они позволяют автовладельцам выбрать лучшее и оптимально выгодное предложение по ремонту транспорта. А станциям технического обслуживания формировать стандарты работы и выстраивать честную конкурентную борьбу, не тратить средства на маркетинг, а развивать свой имидж за счет честной работы и качества обслуживания.