МОСКВА, 31 окт - РАПСИ. Заброшенные аулы Дагестана, Кенозерье, Сулакский каньон, Смоленское Поозерье и другие точки на карте России за последние годы стали местами туристического паломничества, сообщил председатель комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре Андрей Максимов.
«Если говорить о туристических хитах, появившихся в последние годы, то, конечно, нужно назвать прежде всего Кавказ, Дагестан и Северную Осетию. Это те регионы, которые стали знаменитыми и чрезвычайно привлекательными буквально за считанное количество лет. Пять лет назад мало кто знал, что Сулакский каньон является самым большым каньоном в Европе и даже превышает Гранд-каньон в США. Сегодня это место туристического паломничества», − рассказал Максимов РАПСИ в предверии форума «Сообщество», где он будет модератором сессии «Новые туристические магниты России: открывая точки притяжения на карте страны».
Эксперт также отметил, что совсем недавно немногие россияне доезжали до Дербента или уж тем более не видели Дербентскую стену, которая чем-то напоминает Великую китайскую стену. «Сегодня и Дербент − это туристический хит. Например, аул Гамсутль раскрутился во многом благодаря нашей активности на платформе «Живое наследие», впервые он был масштабно презентован регионам на форуме «Сообщество» в Махачкале. Сегодня Гамсутль, безусловно, стал местом массового туристического притяжения», − рассказал общественник.
Как обращает внимание Максимов, сегодня речь идет уже не о том, чтобы привлечь туристов в заброшенные аулы Дагестана, а об обеспечении их сохранности и дальнейшего существования в условиях такого массового туристического потока.
Кроме того, эксперт сообщил, что с каждым годом наблюдается локализация туристических активностей и маршрутов. «Если пару лет назад мы обнаруживали, что многие совершенно замечательные места на карте не востребованы туристами, то сегодня динамичнее всего развивается региональный туризм, когда сев на автомобиль, путешественники едут куда-то относительно недалеко от места своего проживания. Замечательные озера, реки, которые находятся в российской глубинке, оказываются очень востребованным туристическим продуктом. Например, озера в Челябинской области или в Башкортостане привлекают огромное количество путешественников со всего Урала. Парк Смоленское Поозерье, где находятся чистейшие, реликтовые озера, привлекает даже тех, кто живет в Москве, Пскове, Калуге и других соседних регионах», − отметил он.
Глава комиссии видит увеличение запросов российских туристов на отдых в стране и часто в своих регионах. «И казалось бы, немассовые истории становятся вполне себе популярными, если действительно объект того заслуживает и вызывает значительный интерес. Например, еще до того как культурные ландшафты Кенозерья стали объектом ЮНЕСКО, мы обнаружили, что места в гостиницах и гостевых домах в Кенозерском национальном парке летом расписаны на несколько недель вперед. Полагаю, что востребованность этого места после признания его наследием ЮНЕСКО, конечно, возрастет», − добавил Максимов.
Глава комиссии ОП рассказал и о набирающем обороты промышленном туризме в Череповце, где российская сталелитейная компания открыла свои заводы для туристического потока. «Туристам предоставляется возможность не только ознакомиться с историей и технологией металлургии в музее, который открыт, но и дается возможность посетить производство», − пояснил он.
Максимов также сообщил, что набирают популярность не слишком раскрученные до последнего времени места для санаторно-курортного отдыха и лечения. «Например Старая Русса в Новгородской области, где санаторий существует еще с Екатерининских времен. Это место сегодня становится городом, где можно получить лечение и отдых, увидеть палитру отлично отреставрированных объектов культурного наследия», − заключил он.