МОСКВА, 4 июл — РАПСИ. «Экономика предложения», на которую делает ставку президент России, должна стать не просто модным словосочетанием, но детализированной программой развития страны, сказал председатель наблюдательного совета Института экономики роста им. Столыпина, уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов.
«Все мы на пленарном заседании ПМЭФ испытали радость, когда услышали от Владимира Путина, что у нас теперь будет экономика предложения. Мы разрабатывали подобное направление уже много лет – была и «Стратегия Роста», и «Рост для всех», некоторые вещи воплощались на практике, но в целом модель экономического развития за эти годы так и не поменялась.
Итак, сначала мы обрадовались, потом услышали несколько тезисов о конкуренции и развитии предпринимательства, но потом почему-то все опять ушло в социальную сферу, и мы так и не поняли, что же такое экономика предложения и какие же направления будем развивать», - напомнил омбудсмен в ходе заседания Столыпинского клуба на тему «Трансформация российской экономики: от госкапитализма к развитию конкуренции и предпринимательства».
По его словам, экономика спроса неоднократно уже была описана «на бумагах. ««Нефть в обмен на бусы» – вот наша прежняя экономическая модель. Главная задача государства – правильно распределить деньги, полученные от экспорта сырья. А спрос был ориентирован на импорт. В итоге мы вырастили «неторгуемые» отрасли – гостиницы, транспорт. А те отрасли, которые имели конкуренцию с импортом, импорту и проиграли», - сказал он.
Титов поясняет, что экономика предложения, в свою очередь, базируется на инвестициях во внутреннее производство товаров и услуг. То есть она сама генерирует внутренний спрос за счет создания высокопроизводительных рабочих мест.
«Многие говорят о развитии МСП, но оно все никак не стимулируется. Вроде бы столько новаций. Налоговая платформа такая, что позавидует любая страна в мире, но доля МСП никак не увеличивается. А почему? Потому что в тех отраслях, где он мог заполнить ниши, малый бизнес это уже сделал. Сервис, услуги, транспорт, строительство в какой-то степени – там он есть. А вот по производственному МСП мы далеко отстаем от любой более-менее развитой экономики. Производство простых вещей у себя дома - вот на чем надо делать акцент. В сельском хозяйстве тоже – нужно вкладываться не только в огромные агрохолдинги, но и поднимать малые фермерские хозяйства. «Столыпинская реформа 2.0», как мы это называем», - говорит Титов.
Бизнес-уполномоченный считает необходимым развивать регионы, в особенности с упором на Сибирь и Дальний Восток, строить и расширять там инфраструктуру.
«Главный вопрос – откуда деньги на все это стимулирование. Можно и нужно наладить систему господдержки проектного финансирования корпоративного сектора. Здесь целая история, которая называется развитие облигационного рынка. Он у нас существует, но в зачаточном состоянии. Нужно дать частным компаниям большую свободу эмиссии облигаций. Государство должно снизить требования, то есть расширить круг тех компаний, которые могут выпускать облигации, расширить ломбардный список, то есть взять на себя риски, и шире принимать облигации в качестве залога по банковским кредитам. Для последнего должны существовать. Специальные линии рефинансирования Банком России коммерческих банков - как раз под покупку этих облигаций.
Центробанк настаивает – лучше обеспечить привлечение капитала через привлечение сбережений граждан и того же бизнеса, то есть через акционирование или долговой рынок. Но фондовый рынок в России не так развит, а доступ к долговому рынку непозволительно дорог», - сказал Титов, отметив, что для востребованности рискованных облигаций ставка по ним должна превышать ставку по депозитам и по субфедеральному займу, а это 12%+ для растущего бизнеса, не относящегося к кредитной категории ААА.
«Сегодня 13 триллионов рублей из 20 триллионов корпоративных облигаций в России – это облигации нефтегазовой отрасли, банков и других финансовых институтов, железнодорожного транспорта, институтов развития и государственных агентств – то есть секторов, близких к государству. МСП - лишь 330 миллиардов рублей, меньше полутора процентов рынка. Чтобы бизнес мог привлекать долг на развитие, он не должен стоить дороже ОФЗ. И в условиях высокой ставки здесь есть только один путь – привлечение государства к гарантиям.
Налоговую систему тоже надо сделать более гибкой, умной. Брать налогов больше там, где есть сверхприбыли и, наоборот, давать развиваться тем, кто имеет приоритетное для всей экономики значение. А инвестиционные вычеты в приоритетных отраслях должны быть реально заметными - 50% от суммы инвестиций, и распространяться не только на налог на прибыль, но и на прочие налоги – на имущество, НДС. И срок предоставления такого вычета нужно установить в пределах 10 лет», - завершил выступление Титов.