МОСКВА, 5 июн — РАПСИ. Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов просит разрешить проведение корпоративов с соблюдением всех санитарных норм, а также решить вопрос с уже купленными билетами на концерты, сообщает пресс-служба омбудсмена. По его мнению, это поможет спасти десятки тысяч людей, занятых в организации мероприятий.

Накануне прошла онлайн-конференция «Индустрия развлечений в условиях пандемии», участие в которой приняли более 20 представителей индустрии, в том числе Сергей Шнуров, Григорий Лепс, Павел Лунгин, владельцы крупнейших промоутерских агентств, лейблов и концертных площадок.

«Если еще три месяца пройдет в режиме полного запрета на массовые мероприятия, на этом рынке останется мало кто из системных игроков. Чем можно помочь? Самое важное, на наш взгляд – решить вопрос с уже купленными билетами. Будем выступать с соответствующей инициативой. Плюс нужно как можно скорее разрешить закрытые, так называемые «неафишные» мероприятия, то есть корпоративы – с соблюдением всех санитарных норм. В ближайшее время обратимся по этому поводу к главе Роспотребнадзора», – сказал Титов.

Ваучеры на посещение концертов

Участники онлайн-конференции отметили, что из всех отраслей экономики шоу-бизнес оказался, пожалуй, в самом тяжелом и двусмысленном положении. Публичные мероприятия по-прежнему под запретом, и их возобновление в лучшем случае намечено на последний этап отмены противокоронавирусных ограничений. Между тем в отрасли развлечений занято множество людей, и каждая высокооплачиваемая «звезда» своими заработками финансирует зарплаты десятков человек персонала.

«Сегодня у россиян на руках несколько миллионов билетов на мероприятия, которые отложены из-за противоэпидемических ограничений. Если все они сразу потребуют денег назад, то отрасль просто умрет, а денег люди назад полностью все равно не получат, потому что большая часть из них уже вложена в производство шоу, – сказал глава концертного агентства «Мельница» Сергей Мельников.

Генеральный директор билетного оператора Kassy.ru Артем Горный считает, что нужен особый порядок, который позволит не возвращать деньги за те мероприятия, которые можно перенести: «По аналогии с авиабилетами ввести ваучеры с отсрочкой на 6 месяцев. И за полгода невозможно восстановить и половину того, что было, но так появятся хоть какие-то шансы».

Корпоративы и фестивали open air

Совладелец площадок «Arena Moscow» и «Arbat Hall» Анатолий Сульянов отметил, что в Москве запрещены любые мероприятия численностью более 50 человек, однако на лето намечены чрезвычайно массовые мероприятия: «От книжного фестиваля на Красной площади до голосования по поправкам в Конституцию, в котором примут участие десятки миллионов человек. Но почему же тогда отрасль, которая достаточно организована и готова соблюдать все меры – раздавать маски, устанавливать санитайзеры в концертных залах, проводить фестивали на открытом воздухе – до сих пор не понимает, когда она получит хоть какое-то право на возрождение?»

По его словам, это вопрос к Роспотребнадзору. «Если вы скажете, что, условно, с 1 сентября можно будет проводить мероприятия на полторы-три тысячи участников, мы переформатируем отрасль, дадим ей дышать. Будет вторая волна эпидемии – снова закроемся. Но появится хоть какая-то перспектива», – пояснил он.

Ассоциация культурно-массовых мероприятий

Инициатор конференции, музыкант и общественный деятель Сергей Шнуров, в свою очередь, предложил создать профессиональное объединение представителей отрасли. «Если мы не едины, то нас и нет. Мы действительно никогда не заявляли себя как отрасль. Нужно объединение, я бы его назвал Ассоциацией независимых культурно-массовых мероприятий. И нам есть кого защищать. Шоу-бизнес очень мультипликативен, он дает работу множеству людей – и не только творческих профессий, а много кому еще – и техникам, и водителям, и официантам, и гардеробщицам. Надеюсь, что общая беда поможет преодолеть противоречия», – сказал музыкант.

Глава промоутерской компании TCI Эдуард Ратников добавил, что надо иметь профессиональные объединения по каждому направлению отрасли: «В глазах государства мы пока что неорганизованный хаос. Власть нас не видит, мы для них барыги, какие-то странные люди. Надо иметь профессиональные объединения по каждому направлению нашей отрасли, чтобы поставить блоки всяким аферюгам».

Новый закон о культуре

Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов отметил, что проблемы отрасли также связаны с пробелами в законодательстве. «В законодательстве есть чудовищный бастард, оставшийся со сталинских времен – «театрально-зрелищные, зрелищно-развлекательные, культурно-просветительные мероприятия» – без расшифровки. ОКВЭД 90.01 применяется к множеству организаций, в том числе и к государственным театрам. А вот у большинства ивентеров ОКВЭДы другие – по разным причинам. Упорядочить отрасль может только новый Закон о культуре, соответствующий ситуации современного цифрового мира – но сейчас явно не до этого», – считает он.

Кроме того, по виду деятельности развлекательные мероприятия фактически приравниваются к оказанию услуг населению. «Наша индустрия для государства формально не существует. Возьмите ежегодник Росстата – там нет ни концертной деятельности, ни ивентов, ни негосударственных театров. Все это «зашито» в услуги населению, вместе с прачечными и ремонтом обуви. Министерство культуры РФ отвечает за подведомственные ему организации – и только», – пояснил Сафронов.

Уполномоченный предложил продвигать инициативы через институт общественных уполномоченных, добавив, что вскоре в России может появиться отдельный омбудсмен по развлекательным мероприятиям.