МОСКВА, 1 июл — РАПСИ. Правобережный районный суд Липецка отпустил директора компании "Свободный сокол" Игоря Ефремова под залог в три миллиона рублей, отказавшись помещать его в следственный изолятор. Как сообщает пресс-служба бизнес-омбудсмена Бориса Титова, это первый такой случай после прямой линии президента России Владимира Путина, в ходе которой он призвал суды не лишать свободы обвиняемых предпринимателей.
"Это наш первый залог с момента прямой линии с президентом, во время которой Владимир Путин согласился с нашим предложением о необходимости использования такой меры пресечения, как залог, вместо ареста предпринимателей. Особенно важно, что суд зафиксировал, что вменяемое преступление совершено в сфере предпринимательской деятельности. А при избрании меры пресечения учел реальные финансовые возможности семьи Ефремова. Следователь просил назначить залог в сумме пяти миллионов рублей, судья решил, что достаточно будет трех миллионов", — сказал общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей, содержащихся под стражей, Александр Хуруджи.
По словам адвоката Дмитрия Григориади, изначально УВМД планировало ходатайствовать о заключении обвиняемого в СИЗО, однако после взаимодействия с защитой пришло к выводу о возможности залога: "В данном случае арест нецелесообразен: у следствия нет сведений, что Ефремов пытался скрыться или повлиять на ход дела. Конструктив не может не радовать. Суд подчеркнул, что речь идет о преступлении в сфере предпринимательства. Поэтому мы настаиваем, чтобы была установлена правовая истина, но при этом нельзя блокировать предприятие, уничтожать бизнес".
Позиция президента
Глава государства в ходе прямой линии призвал суды не злоупотреблять арестами и чаще использовать залог в качестве меры пресечения в отношении бизнесменов.
"Нельзя злоупотреблять арестами, особенно в сфере экономических правонарушений. Об этом же я говорил в своем послании этого года. Можно ли увеличить использование в качестве меры пресечения залог? Можно и нужно наряду с домашним арестом и подпиской о невыезде, но полностью исключить арест тоже нельзя", — сказал Путин.
При этом он добавил, что полностью исключить арест тоже нельзя. "Если богатый человек будет бесконечно откупаться, то нам рядовые граждане скажут, что он богатый — значит ему все можно, деньги отдал и ушел от ответственности — этого тоже нельзя допустить. Во всем должна быть мера, и такой способ обеспечение деятельности правосудия, как залог, должен использоваться", — пояснил президент.
Дело "Сокола"
Уголовное дело "Свободного Сокола" было возбуждено в начале марта этого года в отношении неустановленных лиц. В июне по подозрению в совершении преступления был задержан управляющий директор Антон Бабуцидзе, которому было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество).
По версии следствия, Бабуцидзе, являясь членом совета директоров и генеральным директором ОАО "ЛМЗ Свободный Сокол", а также управляющим директором ООО "ЛТК Свободный Сокол", совместно с генеральным директором ООО "ЛТК Свободный Сокол" Ефремовым, не оплатил поставку электроэнергии на общую сумму свыше 415 миллионов рублей, чем причинил ОАО "ЛЭСК" имущественный ущерб в особо крупном размере.
Представители защиты Бабуцидзе и Ефремова обратились к уполномоченному по защите прав предпринимателей и в Ассоциацию защиты бизнеса. Заявители настаивают на незаконности возбуждения уголовного дела, так как данная ситуация рассматривалась в арбитражных судах, и у заявителя есть вступившие в силу решения.
После ознакомления с материалами дела Хуруджи подтвердил, что предъявляемые бизнесменам обвинения являются переводом гражданско-правовых отношений в уголовное русло. После поддержки, оказанной уполномоченным, Бабуцидзе была избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, а Ефремову — в виде залога.